Следи за скоростью
16+

Tesla придумала инновационный способ сборки машин, который опозорит метод Генри Форда

© A. Krivonosov
Tesla вынуждена будет отказаться от конвейерного производства электромобилей
Автор: Никита Новиков, редактор

Tesla Inc. разрабатывает стратегию для конкуренции с более дешёвыми китайскими аналогами, планируя выпуск электромобиля стоимостью $25000. Однако для этого компании необходимо кардинально пересмотреть процесс производства, который более ста лет назад заложил Генри Форд.

Компания переходит к так называемому «некоробочному» методу производства, который больше напоминает сборку конструктора LEGO, чем традиционную конвейерную линию. Вместо перемещения большого прямоугольного автомобиля по линейному конвейеру, детали собираются одновременно в отдельных зонах и только потом объединяются в конце. Tesla утверждает, что такой подход может сократить площадь производственных мощностей более чем на 40%, что позволит строить будущие заводы гораздо быстрее и дешевле.

Если новый метод сборки окажется успешным, Tesla сможет сократить производственные затраты наполовину. Это станет ключевым моментом для выпуска достаточно дешёвого автомобиля, чтобы подстегнуть спрос, который в последнее время снизился и оказал давление на стоимость акций американского автопроизводителя.

«Если мы хотим масштабировать производство так, как мы этого хотим, нам нужно заново переосмыслить процесс производства,» — сказал Ларс Морави, вице-президент Tesla по инженерии транспортных средств.

На последнем телефонном совещании по итогам квартала в январе, генеральный директор Илон Маск ограничился общими фразами, сказав только, что Tesla «очень продвинулась» в создании более дешёвого автомобиля, производство которого запланировано к началу следующего года. Он упомянул о новой «революционной системе производства», назвав её «намного более продвинутой, чем любая система автомобильного производства в мире», но не стал углубляться в детали.

Большинство автопроизводителей массового рынка до сих пор в основном придерживаются той же базовой схемы, которую использовал Генри Форд в 1913 году для производства Model T. Штампованные панели собираются на станции каркаса и свариваются в прямоугольный короб, устанавливаются двери. Затем автомобиль проходит через покрасочный цех — либо погружается в большой резервуар, либо краска распыляется и сушится в больших печах. Свежеокрашенные двери снимаются. Внутрь на винтовой сборочной линии устанавливаются проводка и двигатель или моторы, сиденья и другие части интерьера, а затем добавляются стекла. Двери возвращаются на место перед финальной инспекцией.

Этот процесс, по мнению руководителей Tesla, изобилует неэффективностями. Перемещение «коробки» размером с автомобиль через завод занимает много места. Покраска всей машины, вместо того чтобы красить только нужные панели, занимает время и тратит энергию. И работа с громоздким каркасом означает, что одновременно свои детали могут собирать ограниченное число люди.