Летающая тарелка или звук машины с ДВС: американцы назвали, что хотели бы слышать от электрокаров
Электромобили издают синтетический звук, предназначенный для предупреждения пешеходов и других участников дорожного движения о приближающихся автомобилях. Задача состоит в том, чтобы звук служил предупреждением, не будучи при этом раздражающим. Люди предпочитают, чтобы электромобили звучали больше как автомобили с бензиновыми двигателями, чем как летающие тарелки. К такому выводу пришли аналитики звукового брендинга Listen и исследовательской фирмой CloudArmy, которые провели совместный опрос.
Звук электромобилей должен быть заметным и приятным, чтобы служить адекватным предупреждением, не будучи при этом навязчивым. Тип звука, который опрошенные предпочитали, напоминал шум ветра, воды и «белый шум», что говорит о том, что люди тяготеют к звукам, напоминающим «свист» проезжающего автомобиля с бензиновым двигателем. Менее популярными оказались звуки с более высокой частотой, которые люди ассоциировали с научной фантастикой.
Появление современных электромобилей привело к появлению новой школы мысли в области звукового дизайна. Автопроизводители должны создавать внешние звуки для автомобилей — так называемые системы акустического предупреждения транспортных средств, которые соответствуют законодательным требованиям, слышны через небольшие внешние динамики и заметны, но не вызывают тревогу.
Пешеходы в конечном итоге будут слышать множество различных звуков предупреждения о приближении транспортных средств одновременно на пешеходных переходах и на улице, что поднимает вопрос о том, должны ли автопроизводители создавать звуки, которые хорошо сочетаются друг с другом. Автомобили должны создавать «правильное количество напряжения» без утомления, раздражения или создания стресса, отметили аналитики.
В 2018 году NHTSA выпустило окончательное постановление по звукам предупреждения электромобилей. Начиная с сентября 2020 года, новые автомобили обязаны издавать звуки при движении на скорости до 30 км/ч. На тот момент агентство оценило, что новые правила будут стоить автомобильной промышленности примерно 3,55 млрд рублей (40 миллионов долларов) ежегодно для установки внешних водонепроницаемых динамиков, но позволят сэкономить до 28,4 млрд рублей (320 миллионов долларов) за счет уменьшения травм.
Опрос был направлен на выяснение того, эффективнее и приятнее ли для пешеходов тональные звуки, которые можно напевать, или нетональные звуки, такие как белый шум. Фирмы создали 10 звуков, пять тональных и пять нетональных. В опросе приняли участие более 400 взрослых американцев, половина из которых были владельцами электромобилей или потребителями, рассматривающими возможность их покупки.
Нетональные звуки набрали высокие оценки по приятности и заметности, хотя тональные звуки имели небольшое преимущество по заметности.