Следи за скоростью
16+

Этот мотор самый лучший в мире и вы не поверите, кто его создал

© A. Krivonosov
Назван самый лучший двигатель в мире, чаще выигрывавший звание Engine of the Year
Автор: Полина Котикова, редактор

Автомобильные награды — дело не редкое. Множество изданий вручают различные награды, но одной из менее известных, но тем не менее очень важной, является награда Engine of the Year. Её признают лишь несколько автопроизводителей по всему миру, она делится на различные категории с одним общим победителем. За всю историю ее существования среди победителей есть несколько примеров, которые выигрывали несколько раз, но двигатель BMW Prince выделяется, так как он получал эту награду чаще всех. Слава ему принесло его использование в Mini Cooper.

Выиграть награду Engine of the Year — это как получить Оскар, по крайней мере, для инженеров, разработавших силовой агрегат. В случае с двигателем BMW Prince заслуга принадлежит инженерам двух компаний: BMW и PSA Peugeot Citroën. Совместная работа этих автопроизводителей привела к признанию этого двигателя как лучшего в своем классе.

История двигателя BMW Prince начинается с сотрудничества двух автомобильных гигантов: BMW и PSA Peugeot Citroën (теперь часть Stellantis). В начале 2000-х годов компании разработали новое поколение малообъемных, эффективных моторов для своих компактных и среднеразмерных автомобилей, что привело к созданию семейства двигателей Prince.

Сотрудничество было стратегическим шагом для обеих компаний. BMW внесла свой опыт в области инжиниринга и производительности, в то время как PSA помогла с технологиями малообъемных двигателей и экономичными методами производства. Целью партнерства было разработать ряд двигателей, которые соответствовали бы строгим нормам выбросов, обеспечивали отличную экономию топлива и живое поведение на дороге. В процессе разработки инженерные группы BMW и PSA работали вместе над проектированием и тестированием нового семейства двигателей.

© A. Krivonosov

Двигатель BMW Prince известен под техническим обозначением N13. Он быстро завоевал признание благодаря своему инновационному дизайну и впечатляющим характеристикам производительности. Семейство двигателей Prince включает различные объемы и конфигурации, но все они обладают общими особенностями, способствовавшими их успеху. Одной из выдающихся особенностей двигателя Prince является его турбонаддув, позволяющий ему выдавать значительную мощность и крутящий момент при сохранении экономичности топлива. Система турбонаддува дополняется прямым впрыском топлива.

Системы переменного управления клапанами Valvetronic и переменных распределительных валов Double VANOS от BMW являются важной частью конструкции двигателя Prince. Эти системы регулируют время и подъем клапанов, оптимизируя воздушный поток и улучшая эффективность во всем диапазоне работы двигателя. Силовая установка Prince также разработана с учетом компактности и легкости, что делает ее идеальной для малых и среднеразмерных автомобилей и способствует снижению веса и улучшению управляемости. Кроме того, она оснащена передовой системой охлаждения с электрическим насосом для воды, обеспечивающей надежность.

Сочетание мощности, экономичности и инноваций, очевидно, привлекло внимание автомобильной отрасли. Двигатель BMW Prince, особенно его турбированная версия объемом 1,6 литра, завоевал многочисленные награды и признания, включая восемь титулов Engine of the Year от International Engine of the Year Awards (2007-2014) в категории 1,4-1,8 литра. Он также вошел в число 10 лучших агрегатов Wards в 2011 году, что еще больше укрепило его репутацию.

Всесторонняя адаптивность двигателя BMW Prince позволила его использование в широком спектре автомобилей различных брендов. Его гибкость сделала его популярным выбором для различных моделей. В линейке BMW мотор Prince нашел применение в нескольких моделях, включая BMW 1 Series, 3 Series и линейку Mini Cooper. Самая мощная версия двигателя BMW Prince была установлена в Mini John Cooper Works GP 2012 года. Она развивала 215 лошадиных сил мощности благодаря большему турбонаддуву и усиленным внутренним частям двигателя.

PSA Peugeot Citroën также воспользовалась гибкостью двигателя Prince. Он использовался в различных моделях Peugeot и Citroën, включая Peugeot 207, 208, 308, RCZ, а также Citroën C3 и DS3. Последняя версия двигателя Prince от PSA была самой мощной, это 1,6-литровый THP270 мощностью 266 л.с., который использовался в Peugeot RCZ до его прекращения в 2015 году.

Несмотря на многочисленные награды, у двигателя BMW Prince были свои проблемы. Со временем возникли некоторые проблемы с надежностью, повлиявшие на его репутацию и вызвавшие беспокойство среди владельцев и энтузиастов. Одной из самых серьезных проблем было износ цепи. Некоторые владельцы сообщали о преждевременном износе цепи синхронизатора, что могло привести к серьезным повреждениям двигателя при несвоевременном ремонте. BMW и PSA выпустили технические рекомендации и продлили гарантии, чтобы устранить эти проблемы.

Другой распространенной проблемой, о которой сообщали владельцы, было чрезмерное потребление масла, требующее частого долива и потенциально ведущее к повреждению двигателя при недостаточной заботе. Эта проблема была связана с различными факторами, включая конструкцию поршневых колец и уплотнений клапанов. Как двигатель с прямым впрыском топлива, он также подвержен образованию углеродных отложений на впускных клапанах, что ведет к снижению производительности, нестабильной работе на холостом ходу и другим проблемам управляемости.

В то время как двигатель BMW Prince набрал много наград, он столкнулся с серьезной конкуренцией от известных производителей в отрасли, особенно от Volkswagen и Audi. Volkswagen 1,4L TSI девять раз выигрывал награду International Engine of the Year в категории от 1,0 до 1,4 литра (с 2006 по 2014 год).

Тем временем, 2,5-литровый 20-клапанный пятицилиндровый турбо двигатель Audi также девять раз побеждал в номинации International Engine of the Year в своей категории. Известный своим характерным звуком и надежной производительностью, этот агрегат использовался в различных моделях высокопроизводительных автомобилей, включая Audi TT RS и RS3. Эти два немецких двигателя многократно выигрывали награды, однако они так и не смогли завоевать место среди 10 лучших двигателей Wards.