Следи за скоростью
16+

Атмосферные двигатели проигрывают турбированным: в чем различия

© A. Krivonosov
Эксперты сравнили надежность атмосферных и турбированных двигателей
Автор: Наумкин Борис, главный редактор

Турбированные двигатели, такие как усовершенствованный трехцилиндровый мотор Toyota GR Corolla 2023 года, вызывают больше вопросов по надежности по сравнению с атмосферными двигателями. Основная причина — наличие большего количества движущихся частей, которые могут выйти из строя. Такие агрегаты подвержены большему нагреву и давлению, что также создает дополнительные риски. Тем не менее, турбонаддув прошел долгий путь, и такие двигатели стали очень популярны благодаря своей способности обеспечивать мощность больших моторов при меньших затратах на топливо. Так что эксперты SPEEDME.RU решили разобраться: действительно ли турбина снижает долговечность двигателя, или же при должном уходе она может прослужить столько же, сколько и атмосферный двигатель?

Почему турбированные двигатели считаются менее надежными

Турбонаддув создает сжатый воздух, подаваемый в двигатель. Больше воздуха в цилиндре означает возможность подачи большего количества топлива и, соответственно, большую мощность. Турбина работает за счет выхлопных газов, которые вращают турбину, заставляя компрессор нагнетать воздух в цилиндры. Это увеличивает количество движущихся частей, подверженных воздействию высоких температур и давлений. Например, турбина подключена напрямую к выхлопной системе, и ей приходится работать при очень высоких температурах.

Надежность современных турбодвигателей

В 2010-х годах было замечено увеличение случаев поломок двигателей, особенно четырехцилиндровых моторов, которые чаще всего оснащаются турбинами. В тот момент эксперты высказывали мнение, что недостаточно данных для того, чтобы винить во всем турбонаддув, и предложили «подождать и посмотреть», как долго прослужат такие силовые установки.

Сегодня, в 2024 году, можно уже сказать, что турбированные автомобили за последние восемь лет показали себя достойно. Однако, как и ожидалось, большее количество поломок связано не с самими двигателями, а с турбонагнетателями. Например, в 2024 году у моделей Kia Stinger и K900, оснащенных турбированным двигателем Lambda II V6, был обнаружен дефект маслопровода турбонагнетателя, что вызвало отзыв автомобилей. Аналогичные проблемы были обнаружены у Hyundai Santa Fe и Santa Cruz. В то же время двигатели без турбонагнетателя не были затронуты этими проблемами.

Долговечность турбированных двигателей

Исходя из накопленного опыта, можно сделать вывод, что современные турбодвигатели стали более надежными по сравнению с теми, что выпускались 20 лет назад. Хорошо обслуживаемый турбированный агрегат способен пройти 400 000 километров или даже больше. Однако турбонаддув — это еще одна деталь, которая может выйти из строя, и высокое давление и температура будут всегда оказывать дополнительную нагрузку на двигатель. Поэтому случаи, когда турбированные двигатели проходят миллион километров, как атмосферные аналоги, останутся редкостью.

В долгосрочной перспективе турбированные двигатели менее надежны, чем атмосферные, но большинству водителей это не будет заметно, так как они редко проезжают на автомобиле такое количество километров, чтобы увидеть разницу. Улучшенные материалы и новые технологии позволили производителям двигателей, таким как Toyota, создавать более прочные блоки, что повышает надежность современных турбодвигателей по сравнению с теми, что были в 1970-е, 1980-е и 1990-е годы.

Гибриды и электромобили: конец эпохи турбин

В 2023 году продажи гибридов и электромобилей достигли 16,3% от общего числа автомобильных продаж, что значительно больше по сравнению с 3,2% десять лет назад. Поскольку гибридные автомобили более эффективны с точки зрения соответствия экологическим нормам, вероятно, что со временем электродвигатели вытеснят турбины как основной способ увеличения мощности.

Сейчас мы наблюдаем симбиоз двух технологий в гибридных внедорожниках, таких как Hyundai Tucson Hybrid, который сочетает 1,6-литровый турбированный двигатель с гибридной системой, обеспечивая мощность в 226 л.с. и крайне низкий расход топлива. Однако электромобили также имеют свои проблемы, такие как ограниченный срок службы батарей и высокая стоимость их замены. В любом случае, будущее автомобильной промышленности явно движется в сторону электрификации.