2020-07-16 14:27+03:00
De Tomaso — наследник и соперник Ford
Сегодня речь пойдёт об ещё одной итальянской «конюшне», которая не получила такой популярности, как Ferrari или Maserati, но при этом выпускала самобытные, красивые и быстрые автомобили.
История марки De Tomaso началась в 1959 году, когда некогда успешный аргентинский гонщик Алехандро де Томасо переехал со своей женой, тоже гонщицей Изабель Хэккел, в Модену. Там он некоторое время проработал механиком в компании Maserati, а несколько позже из-за некоторых неурядиц, оттуда ушёл. В конце 1959 года де Томасо собрал свой первый гоночный автомобиль для гонок «Формула-юниор», а позже — для «Формула-2». Вскоре гонщик создает собственную компанию по производству спортивных автомобилей класса GT — De Tomaso.
В первые годы после основания компании Алехандро де Томасо занимался лишь гонками и параллельно пытался собственный бизнес. Только в 1963 году гонщик всерьёз берётся за серийное производство автомобилей и пытается конкурировать с небольшими компаниями вроде Lotus, Cooper и Lola. Первой моделью новой итальянской марки стал спорткар Vallelunga. Автомобиль имел жёсткую хребтовую раму, независимую подвеску, массу в 726 кг и приводился в движение полуторалитровым мотором Ford мощностью всего 104 л.с. Однако это не мешало машине иметь максимальную скорость в 215 км/ч, что привлекало к модели определённое внимание. Модель имела ряд недостатков сборки и определённые проблемы в конструкции рамы, что привело к появлению на свет всего 58 автомобилей.
В 1965 году Алехандро де Томасо начал работать над моделью De Tomaso Sport 5000. В этом деле ему помогал легендарный Кэролл Шелби. К сожалению, автомобиль не пошёл в серию, однако позволили гонщику использовать найденные наработки при проектировании других машин. Кроме того, это послужило началом сотрудничества аргентинца де Томасо и американца Шелби — по крайней мере, некоторые автомобили итальянской марки стали оснащаться такими же моторами, как и Shelby Cobra, о которой мы писали ранее. Так или иначе, но вскоре Шелби отказывается от их совместного проекта в пользу создания модели, которая сможет обогнать Ferrari на гонке «24 часа Ле-Мана». Если верить слухам, то сразу после этой новости де Томасо задумывает новый спорткар — De Tomaso Mangusta. Название модели было выбрано в отместку Шелби — ведь только мангуст может одолеть кобру!
Новый De Tomaso Mangusta оснащался стальным кузовом работы ателье Ghia под руководством легендарного Джорджетто Джуджаро. В движение спорткар приводился мотором Ford объёмом 4,7 литра на 306 л.с., который работал в паре с 5-ступенчатой механикой. Автомобиль имел дисковые тормоза вкруг и мог разгоняться с места до 100 км\ч чуть более чем за 5 секунд. Существовала ещё одна версия автомобиля — менее мощная, которая поставлялась на американский рынок. Она оснащалась 5-литровым двигателем на 220 л.с. и разгон до «сотни» за 6 с лишним секунд. Особенностью Mangusta стал капот, который одновременно закрывал мотор и заднюю подвеску, а открывался на манер «крыла чайки». За четыре года существования модель разошлась тиражом около 400 экземпляров.
Позже целью Алехандро де Томасо стал Энцо Феррари и в 1970 году компания выпускает замену Mangusta — модель Pantera. Это был прямой наследник популярного спорткара, поэтому он перенял стальной несущий кузов, мощный мотор и трансмиссию. Вместе с тем инженеры De Tomaso улучшили развесовку машины и увеличили отдачу двигателя. Первые машины оснащались двигателем Ford объёмом 5,8 литра мощностью свыше 330 л.с., который мог разгонять спорткар до 100 км/ч за 5,5 секунд. Базовая версия Pantera оснащалась кожаным салоном, электрическими стеклоподъёмниками и кондиционером, что вкупе с мощным мотором делало автомобиль одним из лучших спорткаров на рынке. Одной из главных проблем машины стала слабая шумоизоляция и механическая коробка передач ZF, которая на ходу шумела едва ли не больше, чем сам двигатель. За всё время существования этот автомобиль разошёлся тиражом в 7 200 экземпляров.
Параллельно с Pantera, De Tomaso попытались «пролезть» и в бизнес-класс. Для этого в 1971 году были выпущены представительский седан Deauville и купе Longchamp. Дизайн машин был безупречным — ещё бы, ведь их создавал Том Джаарда. Первая модель внешне походила на Jaguar XJ6, а под капотом имела V8 от Ford объёмом 5,8 литра на 330 л.с. и механическую, либо автоматическую КПП. Седан характеризовался прекрасной управляемостью и плавностью хода. Производство Deauville было свёрнуто в 1988 году. Что касается купе, то оно было похоже на Mercedes-Benz 450 SLC и имело те же самые агрегаты, что и Deauville. Стоит отметить, что именно Longchamp был самым любимым автомобилем самого де Томасо. Эта модель была примечательна ещё и тем, что на нём ездила героиня Орнеллы Мути в фильме «Укрощение строптивого». Производство купе было завершено в 1989 году.
Начиная с 1974 года, компания De Tomaso потихоньку начала терять свои позиции. Сначала Ford выкупил принадлежащие ей ателье Ghia и Vignale, из-за чего наблюдалось падение продаж. Затем Алехандро де Томасо выкупил компанию Innocenti, которой принадлежала небезызвестная Maserati и мотоциклетные компании Benelli и Moto Guzzi. В 1993 году на Женевском автосалоне компания показывает прототип под именем De Tomaso Guara. Автомобиль был построен на трубчатой раме с кузовом из стекловолокна и углепластика, под капотом располагался 4-литровый мотор BMW на 286 л.с., а позже его место занял более мощный 4.6-литровый двигатель Ford на 320 сил. Это была последняя модель, в разработке которой принимал участие сам основатель компании Алехандро де Томасо. Интересно, что в начале 2002 года российский УАЗ заключил с De Tomaso соглашение на производство внедорожников Simbir. Предполагалось, что в Италию будут поставляться неокрашенные кузова УАЗ-3160 в комплекте с шасси. В отличии от российской версии, итальянские Simbir оснащались 2,5-литровым дизелем на 115 л.с., иной КПП и кондиционером. Автомобили даже прошли европейскую сертификацию.
Однако в 2003 году Алехандро де Томасо скончался, а уже в 2004 году производство машин под маркой De Tomaso было официально остановлено. Первоначально все права на марку перешли партнёру де Томасо Брюсу Кавали, но ни одного автомобиля в промежуток до 2009 года выпущено не было. Собственно в 2009 году De Tomaso была продана итальянскому промышленному дизайнеру Марио Россиньоло, который вознамерился возродить легендарный бренд. Уже в 2011 году на Женевском автосалоне были показаны прототипы седана и кроссовера, дизайн которых разрабатывало ателье Pininfarina. А недавно компания Ares, основанная Дэни Бахаром, рассказала о том, что ведёт работу по созданию наследника легендарной Pantera на базе Lamborghini Huracan. В связи с этим был даже показан рекламный ролик. К сожалению, ни одного серийного экземпляра автомобилей возрождённой марки мир пока не увидел.