Следи за скоростью
16+

Дани Бахар — неоправданная надежда Lotus

Сегодня речь пойдёт о легендарной британской компании Lotus, которая в начале 2000-х переживала не лучшие времена и о том, как швейцарец турецкого происхождения Дани Бахар попытался улучшить ситуацию.
Автор: Дмитрий Новиков, редактор

Послужной список Дани Бахара довольно обширен. В 2003 году Бахар занимал должность операционного директора в компании Red Bull, где успел организовать гоночные команды Формулы-1 известные нам как Red Bull Racing и Scuderia Toro Rosso. Кроме того, руководитель принимал участие в создании команды для гонок NASCAR в США. В 2007 году во время переговоров о закупке у Ferrari гоночных двигателей для своих болидов, Дани Бахару предложили должность старшего вице-президента по коммерции в итальянской компании. За шесть лет работы специалист организовал кампанию по лицензированию различных аксессуаров и одежды, а также расширил количество розничных магазинов Ferrari.

В 2009 году в ходе Женевского автосалона к Бахару обратились представители малазийской компании Proton с просьбой возглавить их дочернюю фирму Lotus и вывести её из кризиса. В тот же год Бахар стал генеральным директором некогда британского автопроизводителя. За три года, которые он провёл в должности руководителя, Бахар запустил пятилетний план по выводу спорткаров бренда на китайский рынок, попытался расширить модельный ряд компании, а также пробовал наладить выпуск премиальных автомобилей, которые по своей стоимости не уступали бы таким мастодонтам, как Ferrari, Aston Martin и Porsche.

В 2010 году на автосалоне в Париже Lotus показал сразу пять прототипов! При этом предыдущий глава компании говорил о расширении модельного ряда бренда на три машины. В тот раз публика увидел преемника спорткара Esprit с 620-сильным мотором, модное нынче четырёхдверное купе Eterne с таким же двигателем, купе Elite с четырьмя посадочными местами, более доступное купе Elan и даже замену легендарному Lotus Elise. В тот же год компания приобрела крупную долю в гоночной команде Renault Формулы-1, которая после этого стала называться Lotus Renault GP. В 2011 году на треки королевской гонки выехали два болида в фирменной чёрно-золотой расцветке и с логотипами британского производителя.

Помимо участия в Формуле-1, Бахар взялся за старое — открыл фирменный магазин на улице Пикадилли в Лондоне. В бутике были представлены практически все товары, которые производила компания Lotus — футболки, ручки, обувь, головные уборы, командные комбинезоны и сами автомобили. По слухам, аренда торговой площади под этот магазин достигала одного миллиона фунтов стерлингов в год, при этом контракт с арендодателем был заключён на 10 лет. Вместе с этим в мае 2011 года стали появляться слухи о том, что запуск в производство показанных в 2010 году прототипов перенесён с 2013 на 2016 год. Вслед за этим в январе 2012 года корпорация DRB-Hicom выкупила 43% акций малазийской компании Proton за 410 миллионов долларов. Ещё через несколько дней новое руководство изъявило желание продать Lotus, как убыточный бренд.

Продажа Lotus не несла ничего хорошего сотрудникам компании, однако руководство уже потирало руки в ожидании премий. Согласно контракту Дани Бахара, при продаже Lotus или выходе его на рынок ценных бумаг, он, как руководитель, получит 5% от суммы сделки. И всё было бы легко и просто — ведь за него всё сделали представители корпорации DRB-Hicom, однако за Lotus вступилось британское правительство. Компанию сразу посчитали народным достоянием, а премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон выступил с заявлением о том, что рабочие места в Норфолке необходимо сохранить. Масла в огонь стал подливать член парламента от графства Норфолк Ричард Бейкон, который возмутился фактом найма аудиторской компании KPMG для, как он считал, оценки стоимости Lotus.

Однако всё было не так просто. В мае 2012 года Дани Бахар был отстранён от руководства компанией и обвинён в растрате средств. Спустя месяц расследования было установлено, что Бахар очень активно тратил деньги своей компании. Так, он арендовал в Британии два дома, сделал там дорогой ремонт, передвигался на вертолёте, жил в дорогих отелях и дарил автомобили Lotus своим партнёрам. Кроме того на его счету был тот самый магазин, аренда которого обошлась компании в 10 миллионов фунтов стерлингов. Также не стоит забывать про гоночную команду Lotus Renault GP, которая также не приносила никакого дохода.

В июне 2012 года Бахар подал в суд на компанию Lotus и DRB-Hicom за своё увольнение, сумма иска составила 6,7 миллиона фунтов стерлингов. Досудебные разбирательства длились около двух лет, пока пресс-служба DRB не выпустила заявление о том, что стороны конфликта договорились отозвать свои претензии друг к другу и подписали мировое соглашение. В 2014 году Дани Бахар основал в Модене собственную компанию под названием Ares. Фирма стала заниматься «автомобильной пластической хирургией», иными словами, специалисты компании берутся за очень странные проекты вроде скрещивания Porsche 911 Targa и Porsche 911 GT3 RS или превращения электрокара Tesla Model S в кабриолет. В настоящее время у Ares есть автомобиль практически собственной разработки — X-Raid, который построен на базе легендарного внедорожника Mercedes-Benz G 63 AMG. Итоговый результат постройки обойдётся клиенту в немалые 725 000 евро.