2022-01-21 11:37+03:00

Новая британская икона: Jaguar заново создал спорткар C-Type

Британский автопроизводитель получил нового победителя Ле-Мана 1953 года в 2022 году.

Все новое — это хорошо забытое старое. В случае с Jaguar C-Type 1953 года, стремительным британским спорткаром, который впервые использовал дисковые тормоза и финишировал первым, вторым, четвертым и девятым в 24 часах Ле-Мана того года, это не идиома, а манифест. C-Type Continuation 2022 года — это не копия, а настоящий Jaguar, построенный компанией почти в точном соответствии со спецификациями C-Type, созданными 70 лет назад.

Всего будет выпущено 16 экземпляров по цене от 1,4 млн до 2,7 млн долларов (107 млн — 207 млн рублей) каждый. C-Type Continuation идет по следам автомобилей-продолжений D-Type, Lightweight E-Type и XKSS, созданных собственным подразделением Jaguar Classic. И в некотором смысле, это было самое сложное в создании версии Continuation.

Спроектированный и построенный всего за шесть месяцев, оригинальный C-Type 1951 года использовал двигатель, трансмиссию и подвеску дорожной версии XK120. Механика была заключена в легкий аэродинамический алюминиевый корпус, разработанный бывшим авиационным инженером и специалистом по аэродинамике Малкольмом Сейером. Автомобиль выиграл свой дебют в гонке «24 часа Ле-Мана» 1951 года. Всего было построено 53 C-Type, 43 из которых перешли в руки частным владельцам.

C-Type Continuation 2022 года построен в соответствии с редкой спецификацией заводского гоночного автомобиля 1953 года, что означает использование дисковых тормозов, 16-дюймовых колесных дисков с 60 спицами и улучшенного охлаждения. Всего было изготовлено шесть экземпляров-продолжений.

Во время двухлетнего глубокого погружения Jaguar Classic сверился с оригинальными чертежами и инженерной книгой, которая содержала детали более 2000 деталей, чтобы создать цифровую 3D-модель всего автомобиля, и убедиться, что каждый компонент, изготовленный для C-Type Continuation, является подлинным. Тем не менее, выяснить, как его построить, было серьезной проблемой, говорит инженер проекта C-Type Continuation Дэйв Мур.

«К тому времени, когда строились автомобили для Ле-Мана 1953 года, они уже решили, что будут выпускать D-Type. Они не записали, как построить этот C-Type, потому что зачем им это? Как только машина завершила свою миссию в Ле-Мане, ее собирались отправить на слом, который был в основном просто списком деталей с их номерами и кратким описанием». Любые детали, привезенные извне, просто отмечались как таковые вместе с названием компании, которая их поставляла. «Большинство этих компаний сейчас зашли в тупик, поэтому мы не можем спросить „у вас все еще есть чертеж?“ или „как вы сделали эти компоненты?“. Нам пришлось решать это самостоятельно», — говорит Мур.

Тот факт, что C-Type Continuation является первым автомобилем Jaguar Classic с трубчатым стальным шасси (D-Type, E-Type Lightweight и XKSS имеют алюминиевые монококи), создал еще один «набор» трудностей. Чтобы быть верным оригиналу, шасси пришлось сваривать дугой, и найти сварщика, умеющего это делать, было непросто.

«У нашего поставщика был парень, который во время обучения получил квалификацию дуговой сварки. Ему было далеко за 50, и он думал об уходе на пенсию. Но он сказал: „Я останусь, потому что хочу этим заниматься“, хотя он не прикасался к аппарату уже 20 лет». Рама автомобиля, показанного здесь, была завершена первой. «Он как бы использовал его как тестовую базу», — говорит Мур, указывая на то, что обеспечить точность размеров рамы, построенной таким образом, сложно.

Тот факт, что в реальном мире не существует окончательной версии C-Type 1953 года, также затрудняет точную настройку подвески. Jaguar Classic переделал амортизаторы C-Type Continuation по оригинальным чертежам. «Мы смогли интерпретировать данные, понять кривые демпфера, а затем интерпретировать их обратно в компонент», — говорит Мур. «У нас есть большая уверенность в том, что машина едет так же, как и в тот период».

C-Type Continuation оснащен модернизированной 3,4-литровой версией знаменитой рядной шестерки XK с двумя распредвалами, на ручную сборку которой уходит девять месяцев. Согласно спецификации Ле-Мана 1953 года, двигатель имеет три карбюратора 40DCO3 Weber, а не два карбюратора SU, которые приводили в движение автомобили 1951 и 1952 годов, которые помогают двигателю развивать мощность 220 лошадиных сил.

В интерьере есть часы и датчики, воссозданные в соответствии с оригинальными спецификациями Smiths Instruments. Старые зеркала заднего вида Lucas являются подлинными — Jaguar Classic знал только об одном из них, когда начинал проект, но сумел разыскать еще 15 в ходе того, что генеральный директор Дэн Пинк называет «изнурительной охотой за сокровищами».

Искусственная кожа под названием Rexine, которая отсылает к 1915 году и использовалась для переплета книг до того, как была принята на вооружение британскими автопроизводителями в 1920-х годах — она все еще использовалась British Motor Corporation в 1970-х годах — на приборной и боковых панелях. По словам Пинк, он был получен из последнего доступного рулона этого типа материала.

Другие детали того времени, выполненные с любовью, включают в себя шесть запасных свечей зажигания, ввернутых в пластину рядом с сиденьем водителя, как и в автомобилях Ле-Мана 1953 года, запасную катушку зажигания, прикрепленную к направляющей шасси рядом с основной, и дополнительный нефункциональный кронштейн на бачке с тормозной жидкостью, как на оригинальном автомобиле. В центре трехспицевого рулевого колеса нет логотипа Jaguar, как на гоночных автомобилях (они не хотели, чтобы блики отвлекали водителей), хотя при желании владельцы могут заказать свой автомобиль с ним.

По сравнению со спецификацией 1953 года был внесен ряд незначительных изменений, в основном в интересах надежности и безопасности. Тормоза были модернизированы, а гоночные ремни были установлены так, чтобы автомобиль мог соответствовать историческим гоночным правилам FIA. Установлена одобренная FIA система пожаротушения кабины и моторного отсека, приводимая в действие старинными тумблерами. А в задней перегородке спрятаны точки подключения, которые позволяют установить одобренную FIA защиту от опрокидывания.

Толщина алюминия, используемого для корпуса, была увеличена с 1,2 до 1,5 мм, поэтому панели не так легко перегибаются, если на них случайно опереться. «Первоначальные автомобили были рассчитаны на 24 часа работы», — говорит главный инженер Jaguar Classic Дэйв Фостер. «Они созданы, чтобы служить дольше». Каким бы сложным ни был C-Type Continuation, Фостер признает, что Jaguar Classic теперь сделал наиболее очевидные и простые для воспроизведения автомобили из пантеона великих спорткаров Jaguar.