2022-02-21 23:22+03:00
Люди с избыточным весом наиболее уязвимы при ДТП
Краш-тесты показывают, что пожилые водители с избыточным весом чаще получают травмы при ДТП. Новые системы могут решить эту проблему.
Автомобили никогда не были такими безопасными, как сегодня. Количество погибших на дорогах и количество серьезно травмированных пассажиров автомобилей в авариях неуклонно снижалось в течение многих лет. Ремни и подушки безопасности играют в этом решающую роль, но специалисты по безопасности не хотят останавливаться на достигнутом. Они продолжают исследования и эксперименты.
Немецкая общественная организация автомобилистов ADAC выявила до сих пор недооцененный риск и забила тревогу: люди с избыточным весом, особенно высокие и пожилые, хуже защищены в автомобилях, чем обычные люди. В стандартизированных краш-тестах обычно используется манекен под названием Hybrid III 50e. Он имитирует мужчину ростом 1,75 м и весом 78 кг. «50» означает половина, то есть 50% мужчин ниже или выше, тяжелее или легче этого манекена. То есть стандартные тесты охватывают только половину мужского населения. Данные о физических характеристиках лиц относятся к 1950-м годам. Стандартный манекен был введен в 1990-х годах.
Что это значит для остальных 50 процентов? Как быть с особенно тяжелыми, легкими, высокими, низкими и пожилыми людьми? По данным статистического бюро CBS, около половины всех взрослых, например, в Голландии имеют умеренный или серьезно избыточный вес, а почти 15% взрослых имеют избыточный вес.
Эксперт по авариям Фолькер Санднер из технического центра ADAC в Ландсберге, Германия, исследовал проблемные целевые группы на основе обширных краш-тестов. Помимо стандартного манекена использовались следующие специальные манекены: высокий мужчина (1,91 м, 99 кг), пожилая женщина (1,61 м, 73 кг), худощавая женщина (1,51 м, 48 кг) и полный мужчина (1,88 м, 125 кг). Если обычный манекен стоит 200 000 евро (18 млн рублей), за каждую специальную модель нужно заплатить 1 миллион евро (90 млн рублей).
«Пожилая женщина — это прототип, над которым мы специально работали», — объясняет Санднер. «Это того стоило, потому что уникальные мировые краш-тесты позволили получить ценную информацию об опасности для отдельных групп людей. Было показано, что при лобовом столкновении на скорости 50 км/ч, наиболее часто встречающемся на практике, тучные люди получают больше травм. Например, напряжение в области живота увеличивается с очень низкого до высокого, если в машине вместо манекена с нормальной осанкой находится толстый манекен».
Сэнднер еще больше обеспокоен рисками для пожилых людей. «Анализ базы данных о несчастных случаях показывает, что эта группа находится в группе чрезвычайно высокого риска. Причиной этого является более низкая плотность костей и меньшая мышечная масса. Оба показателя уменьшаются с возрастом».
В этой группе особенно распространены серьезные травмы грудной клетки. Независимо от того, толстые люди или старые, в обоих случаях передовые системы безопасности могут противодействовать повышенному риску получения травм. Кроме того, дополнительные датчики показывают, насколько высокой будет скорость столкновения и насколько тяжелым, высоким и старым будет человек в машине, которому необходимо быть защищенным. Благодаря таким адаптивным компонентам, как многоступенчатые натяжители ремней или клапаны в подушках безопасности, травмы могут быть сведены к минимуму.
«Рулевая колонка и подушки безопасности для колен также открывают возможности для дальнейшего усовершенствования», — говорит Санднер. В краш-тесте, например, при использовании адаптивной системы значение ускорения для пожилой женщины было снижено более чем на 50%, независимо от положения сиденья.
Автомобильная промышленность не должна стоять на месте, особенно когда речь идет о разработке новых систем защиты. Поэтому хорошо, что ADAC фокусируется на особо уязвимых пассажирах. Они часто не только (слишком) толстеют, но и стареют. Перед инженерами стоит задача сделать системы безопасности еще лучше с помощью адаптивных решений. В конце концов, безопасность является одним из самых важных пунктов формирования цены. Поэтому удивительно, что многие функции безопасности исчезают из автомобилей или не внедряются. Например, Fiat Stilo 2005 года выпуска уже имел датчики веса в сиденьях, а у Renault Mégane 2008 года выпуска была подушка безопасности в сиденье.