2022-06-01 22:26+03:00
Новый «Русский Прадо» от УАЗ показали на первых рендерах в июне 2022 года
Портал Drom решил показать, как должен был выглядеть УАЗ Патриот-2020, который владелец «Соллерса» Вадим Швецов однажды окрестил «Русским Прадо».
До сих пор этот дизайн непубличен, он скрывается от посторонних, видимо, в надежде на использование в том или ином виде. Макет, рендеры которого вы видите, хранится в запасниках НАМИ, к нему нет доступа даже у большинства сотрудников института.
Про проект «Русского Прадо» мы писали неоднократно, воссоздавая дизайн по элементам из патентной базы и уточняя конструктивные особенности. Не будем повторяться, скажем лишь о том, чего еще не было в СМИ.
Облик Патриота-2020 создал в основном главный дизайнер научно-технического центра УАЗа Андрей Сухановский. Он и указан как автор в патентах на некоторые детали интерьера и экстерьера. Вместе с коллегами Михаилом Вершилкиным и Олегом Королевым.
На основании других патентов, подписанных Сухановским, многие журналисты заключили, что и проект кроссовера УАЗ-3170 — тоже его работа. Это не так. Машину 3170 делали итальянцы из компании Pininfarina. Сухановский руководил этой работой, формировал концепцию, выдавал замечания. Но создавали дизайн итальянцы. Когда подошло время патентования, закономерно решили, что рядовых сотрудников «Пининфарины» в авторский коллектив можно и не вписывать, они работали не за славу, а за гонорар. Поэтому и указали штатных уазовских дизайнеров.
Работы по Патриоту-2020 символично закончились в конце 2020 года. На протяжении всей работы над проектом шла речь о переносе сборки Патриота в Елабугу, на один конвейер с Ford Transit. Ту идею отстаивал директор УАЗа и елабужского завода Адиль Ширинов. Который, как рассказывают участники тех событий, обладал каким-то магическим влиянием на Вадима Швецова. Ширинов же фактически и поставил точку в проекте; Швецов долго на это не решался и все надеялся на чудо. Решающим аргументом, как всегда, стали деньги.
Когда разработка подошла к первому этапу индустриализации и уже нужно было думать о заказе производственной оснастки, выяснилось, что только пресс-формы будут стоить 1,2 млрд рублей. А все сопутствующие расходы потянут минимум на 4,2 млрд. Это самый щадящий сценарий, с минимумом изменений в конструкцию Патриота. Оптимальный же вариант модернизации стоил больше 10 млрд рублей.
К тому времени в НАМИ построили два полноразмерных неходовых макета (было два варианта дизайна), а в Ульяновске собрали ходовой прототип в старом кузове, но с измененным шасси. В дизайн-макете создали и салон, в котором вместо утопленного экрана мультимедийной системы сделали современную «парящую консоль».
На тестовую машину-мул установили первоначальный вариант новой передней подвески (еще без рулевого демпфера) и турбированный двигатель ЗМЗ 2,3 литра/170 л.с. (а не 180 л.с., как говорил Ширинов в одном из интервью). Но главное, что характеристика крутящего момента получалась очень хорошей, когда включался турбокомпрессор, мотор выдавал 320 Нм. Рассказывают, что разгоняться на такой машине было страшновато, тяги — море, ускорения — непривычные для УАЗа, шасси и тормоза не очень подходили под такой азартный характер двигателя. Но полного комплекса испытаний мул не проходил, только предварительные.
Инженеры, работавшие над Патриотом-2020, были поставлены в условия перманентной неопределенности: проект то открывался, то закрывался, то переносились сроки, то не было денег — и так бессчетное количество раз. От идеи глубокой модернизации в итоге пришли к простому рестайлингу с минимальными изменениями в ходовой части. Но и этот вариант вытянуть не смогли, слишком много предстояло модернизировать как на самом УАЗе, так и у смежников. Например, для постановки на производство нового двигателя Заволжский моторный завод требовалось фактически переоснастить.
Наверное, не стоит упрощать историю, раздавая действующим лицам ярлыки невежд и скупердяев. И Швецов, и Ширинов — люди вполне разумные, не лишенные способности мыслить стратегически. Конечно, у проекта был бизнес-план, были вполне конкретные бюджеты и сроки. Даже помощь государственных институций. Но были и внешние обстоятельства, малопреодолимые или непреодолимые вовсе. Проект «Аурус» отвлекал на себя денежные потоки, не хватало людей. Если знать, какой скромной командой подготовили весь инжиниринг по Патриоту-2020, то можно удивиться неплохому в целом результату. Да, машина до конвейера не дошла. Но средства, потраченные на разработку, оказались небольшими даже по меркам «Соллерса». В иных автоконцернах только на «поисковые работы» тратятся кратно бóльшие деньги. А тут — готовый автомобиль.
Нам неизвестны планы «Соллерса» на дизайн Патриота-2020. Возвращение к работе над проектом представляется крайне маловероятным. Можно уже и рассекретить.