Следи за скоростью
16+

Названы самые перспективные конкуренты электромобилей Tesla

Илон Маск и его Tesla не являются единственными игроками на глобальном рынке электрокаров. На данный момент в мире работают несколько десятков компаний, каждая из которых где-то следует пути Tesla. Это некрупные компании, специализирующиеся на выпуске электромобилей
Автор: Алексей Таршиков, редактор

В этой статье представлены пять конкурентов Tesla на рынке автомобилей с электричекой силовой установкой.

NIO

Китайская компания NIO раньше носила имя NextEV. Под этим брендом компания образовалась в 2014 году усилиями китайского инвестора Уильяма Ли. Предприниматель заявлял, что при помощи выпуска электрокаров хочет бороться с экологическими проблемами Китая.

Не следуя стандартной бизнес-логике, NextEv начала свою работу не с демонстрации опытных образцов и производства автомобилей, а с дорогостоящей рекламной кампании. Китайский производитель отправил команду на участие в Формуле-Е для машин с электромотором. В первом же сезоне китайцы стали победителями. Стоит сказать, что электрокаров, пригодных для продажи, у NextEv тогда не было.

Только в 2016-м NextEv показала первый дорожный электромобиль NIO EP9. С того момента появились 16 экземпляров с ценником $1,2 млн каждый. Затем последовали серийные модели ES8 и ES6 для китайского авторынка.

Повторяя бизнес-модель Tesla, NIO вкладывается не только в разработку и производство электрических машин, но и в создание инфраструктуры для них. В начале 2019 года китайская компания закончила строительство первой сети станций по замене батарей на скоростной автомагистрали между Пекином и Шанхаем.

К 2020 году компания планирует построить в Китае более 1100 станций для зарядки. Аналитик Bernstein Робин Чжу еще в сентябре 2018-го заявил Bloomberg, что «акции NIO сильно переоценены» и капитал компании должен начать расти лишь в ближайшие 12–18 месяцев. 

Xpeng Motors

Китайский стартап Xpeng Motors был образован в 2014 году и за прошедшие пять лет успел обойти многих конкурентов. Компании не помешали даже обвинения от Tesla в откровенной краже технологий. В 2018 году Xpeng Motors представила и вскоре запустила в производство свой первый электрический внедорожник G3. А в апреле 2019-го компания представила купе P7. 

У стартапа отсутствует свой завод или какое-либо предприятие по сброке и выпуску автомобилей: автомобили Xpeng производятся на мощностях автопроизводителя Haima, который принадлежит государству. На этой фабрике выпускают около 3 тыс. электрокаров в месяц. 

На сегодняшний момент Xpeng Motors удалось привлечь $1,3 млрд вложений — в частности, компанию поддержали гиганты китайского авто-бизнеса Alibaba и Foxconn. Последний известен как один из крупнейших сборщиков IPhone. Сейчас Xpeng ищет инвесторов на $500 млн, после чего собирается провести IPO.

Rivian

Американский стартап Rivian появился в 2009 году под названием Mainstream Motors. Инетерсно, что первые автомобили -  кроссовер R1S и пикап R1T — были презетованы общественности только в конце 2018-го. За это время Rivian запустила четыре завода в США, наняла более 700 сотрудников, а помимо разработки автомобилей занялась беспилотными системами.

У автомобилей Rivian есть особенность, которую пока не смогли применить конкуренты: подобно некоторым смартфонам, автомобили Rivian могут передавать заряд другому.

Для обеспечения достойного качества электромобилей, основатель компании Ар-Джей Скариндж нанял опытных конструкторов из McLaren и Jeep, а также привлек $450 млн от трех крупных инвесторов: саудовской предпринимательской группы Abdul Latif Jameel, японской Sumitomo и международного банка Standard Chartered.

Rimac

История Rimac началась необычно: в 2006 году хорватский инженер и любитель гонок Мате Римак купил BMW E30 1984 года. Позже на одной из гонок у авто сгорел двигатель. Расстроенный Римак решил заменить агрегат внутреннего сгорания на электрический. За полгода с помощью друзей в гараже отца Римак превратил старый BMW в электрокар. После этого инженер задумался о создании собственного электромобиля с нуля.

Для этого в 2009 году появилась компания Rimac Automobili. Два года спустя она показала суперкар Concept One. После активных доработок Римак создал и выдал восемь таких машин, а в 2018-м на Женевском автосалоне показал Concept Two — еще более технологичную, быструю и дорогую модель. Ее ценник — $2,1 млн. И хотя производство автомобилей еще не началось, все 150 запланированных машин были проданы по предзаказу за три недели. Первые покупатели получат Concept Two в 2020 году.

Компания активно сотрудничает с Aston Martin (занимается производством гибридных аккумуляторов для гиперкара Valkyrie), Jaguar, Renault и Pininfarina. А в июне 2018 года 10% акций Rimac купила Porsche.

Lucid Motors

Стартап Lucid Motors появился благодаря бывшему вице-президенту Tesla Бернарду Це в 2007 году. Це ушел из компании Илона Маска вслед за ее основателями Мартином Эберхардом и Марком Тарпеннингом. Тогда Lucid Motors получила имя Atieva, а нынешнее название пришло уже в 2016-м.

В самом начале стартап занимался разработкой и производством электробатарей, но уже в 2014 году компания заявила о разработке собственного электромобиля. Толчком стали инвестиции в $100 млн от китайского концерна BAIC Group и компании LeEco.

Первый автомобиль — седан Lucid Air — был показан в 2017-м. В производство он так и не пошел: компании не хватило средств для реализации серийного выпуска автомобилей. На сегодня денег должно хватить: прошлой осенью Lucid Motors получила инвестиции в $1 млрд от Фонда национального благосостояния Саудовской Аравии, который владеет 5% акций Tesla.

В феврале 2019-го директор по технологиям Lucid Motors Питер Роулинсон рассказал Bloomberg, что компания готовится выйти на биржу, но сделает это только после запуска Air в производство.