Следи за скоростью
16+

Журналисты рассказали о музее Skoda в Млада-Болеславе

Skoda Auto — чешская автомобилестроительная компания, занимающаяся производством легковые автомобилей, грузовиков, автобусов, авиационных двигателей и сельскохозяйственных машин под торговой маркой Skoda. Штаб-квартира компании находится в городе Млада-Болеслав, Чехия. Именно здесь после новогодних праздников удалось побывать журналистам издания speedme.ru.
Автор: Никита Новиков, редактор

История производства автомобилей, носящих сейчас известно по всему миру название Skoda, началась еще с конца 1895 года в чешском городе Млада-Болеслав. Механик Вацлав Лаурин и торговец Вацлав Клемент, объединенные увлечением велосипедами, начали выпускать двухколесную технику собственной конструкции с патриотичным названием — «Славия».

Дела бизнесменов шли очень хорошо. Через 4 года после своего основания фирма Laurin & Klement Co. начала производство мотоциклов, которые вскоре начали пользоваться известностью и получили несколько наград на международных гоночных соревнованиях. А еще через 6 лет компания свернула производство мотоциклов и взяла курс на производство автомобилей.

Первый автомобиль компании Laurin & Klement был назван Voiturette A и стал необычайно популярным, а позже превратился в один из символов чешского автомобилестроения. Это были 2- и 4-местные легкие машины с V-образными 2-цилиндровыми моторами с водяным охлаждением. В том же 1905 году автомобили были выставлены на классические гонки в Семмеринге (Австрия), где победили в классе дорожных автомобилей. В 1906 году на автомобили были установлены 4-цилиндровые двигатели, а еще через год появляется автомобиль Laurin&Klement с 8-цилиндровым мотором.

Успех первого автомобиля обеспечил компании стабильное положение на быстро развивающемся международном рынке, вследствие чего компания смогла расширить производство.

В 1907 году основатели преобразовали L&K в акционерное общество. Прогресс привел к созданию новой модели — Faeton, имеющей двигатель с рабочим объемом 2 438 куб. см. Кроме того, машина впервые была оснащена магнето-зажиганием высокого напряжения со свечами.

В 1908 году завод L&К выпустил последнюю двухцилиндровую модель. Все автомобили, которые выпускались после этого, имели четырехцилиндровые двигатели. После 1914 года компания принимала участие в производстве техники для армии.

Вследствие активного роста компании в 1920-х годах на первое место вышла необходимость объединения всех ее подразделений, производивших к тому времени многочисленные модели автомобилей, грузовиков, автобусов, авиационных двигателей и сельскохозяйственной техники, с сильным промышленным партнером. В 1924 году, после сильного пожара на производстве и появления необходимости в дополнительных инвестициях, которые могли позволить возродить легендарные автомобили, произошло объединение с компанией Pilsen Škoda Co., что положило конец торговой марке Laurin & Klement, а имя Skoda дожило до наших дней. Тогда же возник торговый знак в виде стилизованной головы индейца и крылатой стрелы — символа эффективности и скорости.

Производство автомобилей под маркой Skoda в промежуток между 1925 и 1929 годами составило около 3 000 единиц.

Во время немецкой оккупации в период с 1939 по 1945 годах компания была интегрирована в промышленность немецкой империи. Производство гражданских автомобилей было резко сокращено, все силы были направлены на службу рейху. Заводы выпускали газогенераторные грузовики, гусеничные тягачи, а на базе разработанной в 1936 году изысканной модели Skoda Superb выпускались армейские внедорожники. Завод выпускал вооружение для нацистских войск, и потому в 1945 году до 70% заводских мощностей были уничтожены англо-американскими бомбардировками.

В результате процесса национализации, который начался в конце войны, компания в 1946 году стала национальным предприятием и получила монополию на производство пассажирских автомобилей. Благодаря прочной базе, традициям производства и прошлым успехам Skoda смогла развиваться и в послевоенный социалистический период, несмотря на отсутствие взаимодействия с другими автопроизводителями и влияние существующего общественного устройства.

Появились новые модели — Tudor, Spartak, Octavia и Felicia. Однако с появлением на Западе в 1960-е годы новых технологий промышленность страны стала отставать. Начиная с 1970 года, в экономике страны начался застой. Завод смог сохранить лидирующее положение только на рынках восточноевропейских стран. Прорыв наступил лишь в 1987 году с выпуском новой модели — Favorit.

Политические перемены в 1989 году изменили и экономическую обстановку. Skoda начала искать сильного зарубежного партнера для инвестиций и технологической поддержки. И тут удачно появился концерн Volkswagen Group. Совместное предприятие Skoda и Volkswagen появилось на свет 16 апреля 1991 года под названием Skoda, automobilová a.s.

В январе 1998 года компания изменила название на Skoda Auto, a.s. Продолжалось дальнейшее развитие компании. Благодаря взаимодействию с западными партнерами и новому подходу к бизнесу Skoda провела мероприятия по модернизации техническо-производственной базы. В результате этого появилась конкурентоспособная модель — Felicia. За ней последовали и более успешные модели — Octavia, Fabia, а также настоящая гордость компании — Skoda Superb.

Сегодня на предприятии Skoda Auto в Млада-Болеславе трудится порядка 35 тыс., причем в самом городе насчитывается 45 тыс. жителей; треть всех рабочих мест Чешской республики, так или иначе, существуют благодаря деятельности этого предприятия. 80% автомобилей Skoda поставляется на экспорт в 64 страны мира, обеспечивая около 10% всех экспортных операций Чехии.

Нам удалось познакомиться с основными страничками истории одного из старейших автомобильных брендов в Музее Skoda в Млада-Болеславе. Здесь можно увидеть самые известные модели марки, сошедшие с конвейеров заводов, от самой раритетной Laurin & Klement Voiturette, или самой известной в период между войнами модели Rapid до восьмицилиндровой модели класса люкс Superb.

Также на выставке можно увидеть редкую модель — 1100 MBX coupe, с двигателем, расположенным в задней части автомобиля; легендарные гоночные модели Skoda 130RS и 200RS; современные автомобили Felicia Kit Car, Octavia WRC и, конечно, знаменитую Fabia S2000.

Посетители выставки смогут увидеть прототипы автомобилей, которые никогда не производились серийно. Среди них — заднеприводный 720 sedan, разработанный в 70-х, Škoda 110 Supersport, созданная для съемок фильма «Ferat Vampire», а также последние разработки концепт-каров, такие, как Tudor coupe или первый концепт Yeti и Roomster, а также концепт кары 2011 и 2015 годов — Skoda Vision D и Vision C.

Приятным бонусом оказалась экскурсия по заводу Skoda, который расположился на территории в 2 квадратных километра. Именно здесь налажено производство новой генерации лифтбека и универсала Skoda Octavia.

Представители марки провели нас по штамповочной линии, линии сварки, окраски и финальной сборки. Теперь мы знаем, что на полный цикл производства одного автомобиля уходит ровно 24 часа. Кроме того, краем глаза нам удалось увидеть подготовку к производству совершенно новой модели Skoda, но в компании пока отказались комментировать новинку. Известно только, что дебют автомобиля состоится в марте 2020 года на автосалоне в Женеве.