Опасная безопасность или не все японцы одинаково полезны

В сегодняшней статье мы вспомним про ещё один громкий скандал в новой истории, повлекший за собой травмы и даже смерти людей. Речь пойдёт о некогда крупнейшем японском поставщике подушек безопасности для автомобилей, компании Takata.
Автор: Дмитрий Новиков, редактор

takata

В своё время японская компания Takata являлась крупнейшим производителем пассивных систем безопасности — ремней и подушек безопасности, а также автомобильных рулей. В своём распоряжении производитель имел заводы на четырёх континентах и штаб-квартиру в Германии. На пике своей популярности среди автопроизводителей Takata производила до 20% подушек безопасности во всём мире. Однако её история закончилась в 2017 году, когда стало известно о банкротстве компании.

AR-170119872

История с бракованными подушками безопасности началась ещё в начале двухтысячных, когда в Алабаме, США в результате ДТП водитель автомобиля Honda Accord был ранен металлическими частями своего же эйрбэга. Тогда этому случаю не придали особого значения, пострадал лишь один из менеджеров Takata, которого уличили в манипуляциях с результатами тестов. После ещё трёх подобных случаев компания Honda отозвала в США около 4 000 автомобилей для выяснения обстоятельств случившегося.

MyCollages_1

Настоящие проблемы у Takata начались в середине 2009 года, когда от взрыва подушки безопасности погибла жительница Оклахомы. Забегая вперёд скажу, что по разным данным за период с 2004 по 2017 годы в мире от взрывов эйрбэгов погибло от 12 до 23 человек, и было ранено, по меньшей мере, 180 человек. После первого смертельного случая американский институт National Highway Traffic Safety начал расследование ситуации. Вслед за этим Takata признала проблему, но виновником сделала автомобилистов. По их мнению, несоблюдение температурных режимов приводило к выделению избыточного количества газа в пиропатроне и чрезмерной мощности его срабатывания. В итоге для автомобилей марки Honda были выпущены «исправленные» газогенераторы, которые оказались ровно теми же пиропатронами, которые буквально взрывались при срабатывании подушки.

NIAAAgOi1OA-960

Нехитрая схема исправлений для опасных пиропатронов

Здесь, наверное, стоит немного углубиться в устройство классического эйрбэга. Самым простым и компактным решением для надувания подушки безопасности стал пиропатрон. При получении сигнала от блока управления он воспламеняется, выделяет большое количество азота и заполняет им подушку. Компания Takata использовала в своих пиропатронах нитрат аммония — вещество очень недорогое, но нестабильное, так же, как выяснилось позже, на многих заводах фирмы начинение пиропатрона активным веществом проводилось вручную сотрудниками, что также влияло на их качество. Таким образом, нитрат аммония, который некоторое время подвергался воздействию перепадов температур и влажности, и в момент срабатывания выделял неконтролируемое количество газа, что и приводило к разлёту металлических корпусов пиропатронов и травмам и даже смертям. Разумеется, в ходе собственных тестов инженеры Takata видели взрывы подушек, но не разглашали эту информацию за пределами компании.

 

Видео взрыва грузовика на предприятии Takata в Мексике, перевозящего пиропатроны для подушек безопасности

Пока специалисты разбирались в том, кто виноват, и что со всем этим делать, автопроизводители начали отзывную кампанию своих автомобилей, в которых были установлены неисправные подушки безопасности. Takata, признавшая, что это их упущение, с радостью принялась присылать на замену ровно такие же подушки, только в корпусах их пиропатронов были проделаны отверстия для сброса избыточного давления. Нужно ли говорить, что это не сработало? Новый виток скандал получил в 2015 году, когда на кроссовере Volkswagen Tiguan во время аварии не сработала подушка безопасности, зато её пиропатрон бахнул как надо — водитель получил тяжёлые травмы.

LgAAAgFi1OA-960

Вот такие вот изображения,посвящённые опасности неправильного срабатывания пиропатронов рассылала Honda

Разбирательства по делу опасных подушек безопасности было окончено лишь в 2016 году. Экспертная комиссия выяснила, что отсутствие должного качества сборки, отсутствие стресс-тестов, подлог результатов внутреннего тестирования и отказ от сотрудничества с автопроизводителями на ранних стадиях разработки систем безопасности, привело к многочисленным жертвам среди автолюбителей. После этого Acura, Audi, BMW, Cadillac, Chevrolet, Chrysler, Daimler Trucks North America, Daimler Vans USA LLC, Dodge/Ram, Ferrari, Fisker, Ford, GMC, Honda, Infiniti, Jaguar, Jeep, Land Rover, Lexus, Lincoln, Mazda, McLaren, Mercedes-Benz, Mercury, Mitsubishi, Nissan, Pontiac, Saab, Saturn, Scion, Subaru, Tesla, Toyota, и Volkswagen объявили об отзыве более 40 миллионов своих моделей. Кстати, проверить, попадает ли ваш автомобиль под соответсвующую кампанию можно по VIN-номеру на сайте производителя. При этом то, как машина ввезена в страну - официально или нет, не имеет значения. Все ремонтные работы будут проведены за счёт производителя вашего автомобиля.

Всего Takata заплатила по разным оценкам до 15 миллиардов долларов штрафов и в 2017 году объявила себя банкротом. После этого остатки компании были выкуплены американо-китайской фирмой Key Safety Systems из Мичигана за 1,6 миллиарда долларов. Производство новых пиропатронов для подушек безопасности продолжится для замены ими бракованных. К слову, производители до сих пор меняют за свой счёт неисправные эйрбэги.