McLaren F1 — бескомпромиссное воплощение идей одного человека
Идея выпустить дорожный вариант гоночного автомобиля зародилась в голове основателя компании Брюса Макларена ещё в конце 60-х годов. Однако воплотить их в жизнь гонщику так и не удалось — в 1970 году он погибает во время испытаний новой модели на трассе в Гудвуде. После этого у McLaren начинаются трудные времена, хотя в 1974 и 1976 годах команда становилась чемпионом в гонках Формулы-1. Спустя почти два десятка лет руководству приходит в голову идея создать суперкар для дорог общего пользования — автомобиль должен был сочетать в себе гоночные технологии, дизайн, скорость и, по возможности, удобство каждодневного использования.
Для этого в 1989 году была создана фирма McLaren Cars Ltd., которой было поручено создать будущий McLaren F1. В качестве руководителя проекта был выбран Гордон Мюррей. В данном случае руководство компании поступило верно, доверив столь важный проект этому человеку: инженер с 15 лет мечтал собрать дорожный гоночный автомобиль, который сможет превзойти по своим характеристикам Ferrari. Мюррею был дан карт-бланш — всё, начиная с планировки здания, набора персонала и разработки автомобиля до запуска в производство и даже написания инструкции, легло на плечи одного единственного человека.
McLaren F1 — яркий пример автомобиля, созданного инженером, которому никто не мешал. Впервые прототип будущего суперкара показали в мае 1992 года на гонке Гран-При Монако, чтобы подчеркнуть близость модели к гоночным болидам. Тогда же озвучили и стоимость — 1 200 000 долларов. Сейчас трудно сказать, что именно повергло в восторг публику — характеристики и внешний вид машины или её стоимость. Да, платить такую сумму было за что — McLaren F1 буквально опережал время по количеству технологий и их сути, о чём мы поговорим несколько позже.
Внешне McLaren F1 походил на космический корабль — низкий, широкий, с огромными фарами, многочисленными воздухозаборниками и дверями в стиле «крыло чайки» автомобиль, производил неизгладимое впечатление на публику. Ассоциацию со звездолётом вызывало и расположение сидений в салоне — водительское кресло располагалась посередине авто, а два пассажирских — симметрично сзади. Стоит отметить, что пассажирские посадочные места были жёстко прикручены к кузову машины, а водительское так вообще — являлось частью карбонового монокока. Да, в начале 90-х годов McLaren выпустил автомобиль, кузов которого был полностью выполнен из этого лёгкого и прочного материала.
В движение новый суперкар приводился атмосферным бензиновым мотором объёмом 6,1 литра, который был взят от автомобиля BMW M8, проект которого в то время был свёрнут баварцами. Двигатель имел 12 цилиндров, по два распредвала на головку, по 4 клапана на цилиндр, систему регулирования фаз Double Vanos на каждой головке и масляный картер с сухой системой смазки. Мощность базовой версии мотора составляла 627 честных атмосферных лошадиных сил. При этом масса всего McLaren F1 составляла 1 138 килограммов. Двигатель располагался продольно в базе автомобиля, что позволило создателям добиться практически идеальной развесовки по осям: 42% на переднюю ось и 58% на заднюю. Мотор работал в паре с 6-ступенчатой механикой и передавал всю свою мощность только на заднюю ось. Стоит отметить, что такую конфигурацию создатель выбрал не случайно — от наддувного силового агрегата отказались в угоду простоте и надёжности, а система полного привода увеличила бы массу автомобиля.
Интересно, что для улучшения теплоизоляции моторный отсек покрывался золотой фольгой, именно поэтому в стоимость суперкара входило 16 граммов золота. Кроме этого автомобиль оснащался независимой подвеской с поперечными рычагами, выполненными из сплава магния и алюминия. Из этого же материала были и 17-дюймовые колёсные диски. Ко всему вышеперечисленному McLaren F1 оснащался системой активной аэродинамики — на скоростях выше 180 км/ч заднее антикрыло автоматически выдвигалось на нужный угол. Также для усиления граунд-эффекта в днище суперкара устанавливались два вентилятора, призванные прижимать автомобиль к асфальту. Благодаря такому набору технологий, а на дворе, напомним, начало 90-х, автомобиль ускорялся с места до 100 км/ч за 3,2 секунды и имел максимальную скорость в 386 км/ч. Также McLaren F1 имел и выдающиеся показатели по торможению — со скорости в 100 км/ч автомобиль останавливался за 2,8 секунды, при этом проезжая 39 метров. Управляемость модели тоже была на высоте: упражнение «змейка» автомобиль выполняет на скорости в 104 км/ч.
Про технологии и характеристики автомобиля мы поговорили, теперь переходим к заслугам на гоночном поприще. Разумеется, первым в списке идёт рекорд скорости, который был установлен 31 марта 1993 года и продержался около 12 лет. Далее идёт победа в гонке «24 часа Ле-Мана» в 1995 году, как отмечают эксперты, подиум был достигнут с первой попытки. Также были многочисленные победы в чемпионате BPR Global Endurance.
В честь победы в Ле-Мане McLaren выпустил ограниченную серию F1 LM. Эта версия отличалась 18-дюймовыми колёсными дисками, 680-сильным мотором, массой в 1 062 килограмма и иным обвесом. Всего было собрано 6 таких автомобилей. Позже появилась гоночная версия суперкара — McLaren F1 GTR. Эта модель отличалась двигателем с отдачей в 636 л.с., перенастроенной коробкой передач и пересмотренной аэродинамикой. Таких машин выпустили чуть больше — 28 единиц, и ни одна из них не была адаптирована под использование на обычных дорогах. Общий тираж McLaren F1 составил 106 автомобилей.