Следи за скоростью
16+

Кто такой Карлос Таварес?

«Человек года 2020 в автомобильном мире», спаситель концерна PSA и, по совместительству, гонщик-любитель — всё это справедливо в отношении Карлоса Тавареса.
Автор: Дмитрий Новиков, редактор

Наверное, начинать историю о знаковых людях современности с того, когда они родились, кем были их родители и как они учились в школе, будет в корне неверно. Поэтому лишь для проформы мы скажем, что Карлос Таварес родился в 1958 году в Лиссабоне, Португалия и окончил французский институт Ecole Centrale Paris. Вряд ли эти факты сильно сказались на том, кем стал этот человек в начале нового тысячелетия и на его заслугах перед современным автомобильным миром.

Карьера Тавареса в автомобилестроении началась ещё в 1981 году, когда молодой человек пришёл работать в компанию Renault в качестве инженера-испытателя. Довольно быстро его карьера пошла в гору и вот, в 1985 году Карлос возглавляет группу инженеров, а в 1991 году ему поручают проект Renault Clio II. Спустя семь лет Таварес возглавляет направление модели Megane II. Стоит отметить, что оба этих автомобиля пользовались огромной популярностью в Европе.

В 1996 году на пост исполнительного вице-президента Renault был выдвинут Карлос Гон, историю которого мы не так давно уже рассказывали. В 2004 году Гон поручает Таваресу возглавить отдел разработок новых моделей Nissan в Северной и Южной Америке. За несколько лет управленцу удалось сократить расходы компании до такой степени, что в 2010 финансовом году Nissan заработал 2,2 миллиарда долларов против 0,5 миллиардов долларов убытка в 2009 году. Как компании удалось достичь такого результата? Разумеется, как и все эффективные менеджеры, Таварес умел считать деньги в целом и расходы в частности. Он попросту перевёл работников заводов Nissan на 4-дневную рабочую неделю с 20-процентным снижением заработной платы, а также отменил премии руководству. Как видите, рецепт финансового успеха прост. В 2011 году в результате скандала, вызванного обвинением некоторых топ-менеджеров в промышленном шпионаже, свой пост исполнительного директора в концерне Peugeot Citroen, который и занимает Карлос Таварес.

На новом месте работы директору также приходится идти на сокращение издержек. Первым делом Таварес закрывает один из заводов PSA во Франции, тем самым лишая более 8 000 человек работы. Помимо этого ему приходится продать 14% акций концерна правительству Франции и столько же китайской компании Dong Feng. На вырученные деньги — около 3 миллиардов евро, были потрачены на ведение операционной деятельности и разработку новых моделей. Кроме того, концерну пришлось отказаться от одной из трёх платформ, на которых строились все автомобили. Премии совету директоров также были отменены. В 2012 году убытки PSA составляли 4,9 миллиарда евро, а в 2013 году — уже 2,3 миллиарда евро.

Между тем Карлос Таварес думал не только о сокращении расходов, но и о заработке компании. Так, в 2014 году он объявил автомобили DS отдельным премиальным брендом и распорядился убрать из шоурумов и самих автомобилей все упоминания о компании Citroen. Таким образом, новая марка получила определённую популярность в Китае, а также потихоньку стала набирать обороты в России и Южной Америке. Впервые с 2011 года концерн PSA стал приносить прибыль: в 2015 году она составила 1,2 миллиарда евро против 555 миллионов убытков годом ранее. Вслед за успехом на европейском рынке, Таварес нацелился на рынок глобальный. В планах компании найти покупателей на автомобили Peugeot, Citroen и DS в странах на других континентах. В начале 2017 года PSA покупает у GM убыточную компанию Opel за 2,2 миллиарда евро. Благодаря этому шагу концерн получает ещё больший охват рынков, а заодно за два года выводит деятельность Opel в прибыль. Таким образом, доля европейского рынка, которую занимает французский концерн, составляет 17%, это делает PSA вторым производителем в Европе после Volkswagen.

В настоящее время происходит процесс слияния двух концернов — европейского PSA и американского FCA. Этот шаг создаст четвёртого по величине производителя автомобилей в мире и третьего по совокупной выручке. Согласно опубликованным планам, около 46% выручки концерн будет получать от продаж в Европе, а ещё 43% — от продаж в Северной Америке. Управление компанией будет осуществляться в равной доле: в совет директоров вошли пять человек из PSA и столько же из FCA. Карлос Таварес в ближайшие пять лет будет возглавлять организацию. При этом китайской корпорации Dong Feng пришлось продать 14% акций PSA за 679 миллионов евро.

Так, как же обычному инженеру удалось наладить работу крупных компаний и создать четвёртого по величине в мире производителя автомобилей? По мнению самого Тавареса, всё просто: в жизни он руководствовался принципами автогонщика. В частности, он говорит о своём профессионализме и дотошности — перед гонкой следует внимательно изучить трассу, запомнить все сложные участки и углубиться в каждую мелочь. Также, по его мнению, никогда нельзя признавать себя побеждённым, всегда нужно идти до конца. Третий принцип — это преданность. По словам журналистов, ни один сотрудник Тавареса никогда не чувствовал себя подчинённым — все всегда были членами одной команды. Разумеется, к способам добиться такого успеха следует отнести способность беречь каждый цент. Наконец, пунктуальность — вежливость королей. При плотном рабочем графике Карлос Таварес всегда находил время на семью и на увлечения.