Следи за скоростью
16+

Эксперты рассказали, как менялись цены на автомобили за 7 лет

Многие россияне с ностальгией вспоминают те времена, когда популярный Toyota Camry можно было приобрести за 1 млн рублей, а чешский лифтбек Skoda Octavia оценивался в скромные 600 тыс. рублей.
Автор: Никита Новиков, редактор

Стагнация экономики из-за коронавируса и очередное пике рубля из-за падения котировок нефти вызвали новый виток роста цен на автомобили. Это также спровоцировало закрытие дилерских центров, а все убытки автосалоны перекладывают на плечи покупателей. Эксперты Autonews решили напомнить ключевые моменты истории российского автопрома, из-за которых мы вынуждены покупать некогда бюджетные модели по цене около 1,5 млн рублей.

В 2013 год стал знаменательным для нашей страны ввиду ряда политических событий, а на авторынке началась стагнация — после рекордного 2012 года, когда продажи взлетели до 2,94 млн машин, дилерам удалось продать всего 2,78 млн легковушек. Но это подтолкнуло автоэкспертам к оптимистичным прогнозам — в ближайшие годы авторынок преодолеет психическую отметку в 3 млн автомобилей.

И в 2013 году средняя цена навого автомобиля составляла пока только 907 тыс. рублей. Так, популярная Lada Granta оценивалась от 279 тыс. рублей, Ford Focus — от 542 тыс. рублей, Skoda Octavia — от 574 тыс. рублей, Toyota Camry — от 969 тыс. рублей, кроссовер Volkswagen Tiguan — от 899 тыс. рублей, Audi A4 — от 1,16 млн рублей, Mercedes E-Class — от 1,85 млн рублей, а BMW X5 — от 2,92 млн рублей.

Но в 2014 году прошел перелом — к России присоединили Крым, в результате чего наша страна попала под санкции и отказалась отрезана от поставок некоторых иностранных товаров. Осенью обрушиваются цены на нефть, рубль падает до отметки 100 рублей за евро, начинается затяжной экономический кризис.

Эксперты отметили, что автомобильный рынок начал год спокойно — цены росли только на уровень инфляции. Однако обвал рубля спровоцировал скачек цен на новые автомобили, который удалось растянуть на несколько месяцев. Потому средняя стоимость легковушки выросла уже до 1 млн рублей, продажи упали.

В 2015 году срау после новогодних каникул дилерам пришлось уже кардинально переписать цены на автомобили, что спровоцировало настоящее обрушение продаж. Некоторые модели подорожали на 10–20%, на другие цены выросли больше. Тогда же концерн GM принял решение вывести из России марки Opel и Chevrolet. Позже рынок лишится целого ряда других моделей и брендов. Средняя цена резко вырастает до 1,3 млн рублей, а объемы продаж падают до 1,6 млн легковых атво.

Только в 2017 году ситуация начала стабилизироваться вслед за курсом рубля. Высокий отложенный спрос начал оживлять рынок, и в марте он перешел к медленному росту. Цены за год выросли примерно на 3%, а средняя достигла отметки 1,34 млн рублей, то есть этот показатель за 4 года вырос почти на половину. Самой популярной моделью стала иномарка — седан Kia Rio стоимостью 651 тыс. рублей, тогда как отечественная Lada Granta предлагалась по цене в 384 тыс. рублей. В списке лидеров надежно прописался кроссовер Hyundai Creta с ценой от 790 тыс. рублей.

Вот и настал 2019 года, когда эксперты отметили плохие показатели продаж прошлого года — началась стагнация, а потом и медленное падение, которые объясняли реализацией отложенного после кризиса спроса, высокими ценами и отсутствием внятной господдержки. Средняя цена выросла до 1,56 млн рублей, отмечают аналитики.

Это спровоцировало остановку производства машин марки Ford с последующим ее уходом из России. Бывший бестселлер Ford Focus к этому моменту почти не продавался. Цены на премиум старших сегментов полетели в космос. Цены на популярные модели в прошлом году выглядили следующим образом: Lada Granta — 419 тыс. рублей, Ford Focus уже не купить, Skoda Octavia — 984 тыс. рублей, Toyota Camry — от 1,57 млн рублей, Volkswagen Tiguan — от 1,46 млн рублей, Audi A4 — от 1,97 млн рублей, Mercedes E-Class — от 3,19 млн рублей, а BMW X5 — от 4,59 млн рублей.

Нынешний год начался с негативных факторов — с роста утилизационного сбора. Уже в январе эксперты спрогнозировали сильное падение продаж новых машин. А потом в дело вмешались сначала экономический кризис в России с падением рубля, а потом и коронавирус, который остановил производства и продажи по всему миру.

Сейчас Lada Granta стоит 461 тыс. рублей, Toyota Camry — минимум 1,65 млн рублей, а Volkswagen Tiguan подорожал до 1,62 млн рублей, и это явно не предел. Что касается продаж новых автомобилей, то эксперты прогнозируют спад до 50% против 20% в Европе и США, где автопроизводители стараются завлечь покупателей скидками. У нас же цены будут еще расти, причем каждый месяц.