Королевские автомобили Hispano-Suiza и их сложная история
В наши дни многие эксклюзивные марки собирают свои автомобили с оглядкой на классику в лице испанской компании Hispano-Suiza. По их стопам пошли шведский Spyker и испанская Tramontana, которые выпускали невероятно красивые и настолько же дорогие модели, которые расходились штучными экземплярами по рукам очень богатых коллекционеров. Сегодня мы попытаемся вкратце рассказать очень запутанную и сложную историю Hispano-Suiza, компании, которой покровительствовал сам король Испании Альфонсо XIII.
Официально марка Hispano-Suiza начала своё существование в 1904 году, однако, как и все компании в те времена, её история началась в 1899 году, когда молодой швейцарский инженер Марк Биркигт приезжает в Испанию работать на компанию General Espanola de Coches, которая попробовала выпускать электрические автобусы. Несколько таких экипажей были куплены городом Барселона, но вскоре выяснилось, что толку от них практически никакого — при максимальной скорости в 18 км/ч они могли проехать лишь 35 километров. Сам же Биркигт уже в то время знал, что будущее автомобильной промышленности в двигателях внутреннего сгорания, поэтому в 1901 году он уезжает обратно в родную Женеву, где создаёт проект двух автомобилей — с двух- и одноцилиндровым двигателями.
В 1902 году Марк Биркигт вместе со своими знаниями возвращается в Испанию на своё прежнее место работы, которое к тому времени сменило владельца и название. Теперь под руководством швейцарца фирма производит две модели легковых автомобилей под названием Castro 10HP и Castro 14HP — обе машины названы в честь владельца компании — предпринимателя Хосе Мария Кастро. Предприятие просуществовало чуть больше года — до тех пор, пока в Европе не грянул очередной экономический кризис, и фирма объявила себя банкротом. 14 июля 1904 года на свет появляется компания Hispano-Suiza Fabrica de Automobiles, которая теперь принадлежит известному финансисту Дамиану Матеу. Марку Биркигту повезло — его оставили в качестве главного инженера и дали ему полную свободу действий.
Интересно, что при всей своей дальновидности, новое руководство напрочь отказывалось производить массовые автомобили. Каждая сошедшая с конвейера Hispano-Suiza машина должна была носить статус самого лучшего авто! И такой подход сработал — молодой испанский бренд очень быстро находил клиентов на свою продукцию среди испанской элиты. Разумеется, молодым и талантливым создателям машин хотелось большего, и они принимают решение об участии в гонках. Предпринимателям вновь повезло — компанию замечает сам король Испании Альфонсо XIII, который становится одним из покровителей и крупнейшим инвестором Hispano-Suiza. На свой 23-й день рождения монарх получает подарок — новейший автомобиль Hispano-Suiza T15. Модель примечательна тем, что на жесткую стальную раму мог устанавливаться один из двух моторов объёмом 2,6 или 3,6 литра мощностью 60 и 75 л.с. Благодаря длинному ходу поршня и его малому диметру, машина могла разгоняться практически на любой передаче, при этому водитель и пассажир не ощущали никаких рывков при разгоне и могли не беспокоиться о выборе передачи. Также примечательным было то, что Марк Биркигт впервые в мире использовал карданный вал для передачи мощности на задние колёса. В 1910 году автомобилю удаётся выиграть гонку в Болонье, вследствие чего машина получает новое имя — Hispano-Suiza Alfonso XIII.
Обретя властного покровителя, в 1908 году компания снизошла до мелкосерийного производства автобусов, грузовиков и карет скорой помощи. В конце 1910-х годов в Испании вновь разразился кризис — в этот раз страна и производство столкнулись с невиданным доселе явлением в виде 5-месячной забастовки работников металлургической промышленности. Вкупе с желанием создавать и продавать больше машин, руководство Hispano-Suiza решает открыть завод на территории Франции. К 1912 году французское предприятие начинает собирать больше автомобилей, чем его «старший брат» в Барселоне. Однако вскоре начинается Первая Мировая война и грандиозные планы по созданию «самого лучшего в мире автомобиля» вновь приходится отложить.
Конечно, в годы войны автомобильные предприятия Европы всегда перестраиваются под военные нужды. Так случилось и с Hispano-Suiza, однако и здесь инженерный гений Марка Биркигта нашёл своё предназначение. Швейцарец начинает проектировать и собирать авиационные двигатели. Так, им был создан лёгкий V8 для французских истребителей Nieuport с алюминиевым блоком цилиндров и мощноcтью 160 л.с. Позже он выпускает 300-сильную версию этого мотора для самолётов SPAD. Конструкция этих двигателей была настолько удачной, что они долгое время после войны использовались в гражданской авиации и даже устанавливались на скоростные поезда. Вкупе с инженерными способностями Биркигта в пользу его компании говорили быстрое устранение выявленных недостатков и их высокая эффективность. К слову, именно в годы войны Марк познакомился с французским асом Жоржем Гинемером. После его гибели в 1917 году автомобили Hispano-Suiza получили новый логотип — парящего аиста. Именно такой рисунок имели все самолёты боевой эскадрильи Гинемера.
После окончания войны заводы Hispano-Suiza начинают собирать новый автомобиль — H6. Многие автомобильные эксперты считают эту машину самой надёжной, даже по сей день. В движение эта модель приводилась тем самым великолепным авиационным мотором, правда, инженеру пришлось убрать два цилиндра и снизить объём до 6,6 литров. 135-сильный силовой агрегат мог разгонять новый роскошный автомобиль до 135 км/ч. Кроме этого новый Hispano-Suiza H6 выделялся на фоне прочих тормозами с гидравлическим усилителем, патент на которые купил Генри Ройс и использовал его при производстве своих машин на протяжении сорока лет. Ко всему вышеперечисленному стоит добавить, что новый автомобиль испанской компании имел систему автоматической регулировки карбюратора и контроль работы свечей зажигания. По словам Альфонсо XIII, который тут же получил один из первых образцов H6, в мире есть много шикарных автомобилей, но все они, по сравнению с новинкой — просто на просто грузовики.
Здесь стоит завести разговор о стоимости машин Hispano-Suiza. В то время у автопроизводителей было принято выпускать шасси с двигателем и коробкой передач, а кузов и всё остальное клиент самостоятельно заказывал у кузовного ателье. Так вот, стоимость базового шасси Hispano-Suiza H6 в начале XX века составляла 100 000 франков. Кузов стоил примерно столько же. Для сравнения, Rolls-Royce Silver Ghost в сборе обходился примерно на треть дешевле, чем шасси испанского производства без кузова. Одновременно с этим правительство Франции начинает претендовать на французские заводы Hispano-Suiza, в результате чего под Парижем продолжается сборка машин по лицензии с регулярными отчислениями испанскому руководству. Марк Биркигт становится вице-президентом французского отделения.
Модель Hispano-Suiza H6 со всеми своими модификациями была признана настолько удачной, что продержалась на конвейере вплоть до 1934 года. За всё время существования было собрано 2 350 таких машин. Кроме короля Испании, машины марки имелись в гаражах монархов Швеции, Румынии, Египта, Персии, Японии, Монако и многих других. Помимо них на Hispano-Suiza ездили представители торговых домов Cartier, Bacardi и Tissot. Среди знаменитостей этими автомобилями владели Альберт Эйнштейн, Пабло Пикассо, Вера Холодная и даже советский председатель ОГПУ Вячеслав Менжинский.
В 1931 году в Испании сменилась власть, и король Альфонсо XIII отправился в изгнание. Испанское предприятие марки начинает собирать всё и меньше и меньше машин, а вот французское отделение наоборот, находится на самом пике. В 1935 году после смерти предпринимателя Дамиана Матеу, правительство Каталонии национализирует завод Hispano-Suiza и начинает производить на них бронемашины. Руководство бренда вынуждено бежать во Францию. В 1939 году Марк Биркигт и Микель Матеу, сын того самого бизнесмена, некогда спасшего марку, возвращаются в Барселону и пытаются возобновить производство, но надвигающаяся Вторая Мировая война вновь вносит свои коррективы — все заводы Hispano-Suiza начинают производить военную технику и уже никогда не возвращаются к сборке автомобилей.
Конечно, «труп» некогда великой марки не даёт покоя современным предпринимателям. В конце XX века разные компании предпринимали попытки возродить утраченный бренд. Последним такую попытку предпринял внук того самого Микеля Матеу. На автосалоне в Женеве в 2019 году он пытался представить суперкар на базе Audi R8 с атмосферным 750-сильным мотором, который разгонял автомобиль с места до 100 км/ч за 3,4 секунды. Стоимость такой серийный машины составляла минимум 700 000 евро. Стоит ли говорить, что ни одного заказа возрождённая компания так и не получила. Сейчас Hispano-Suiza базируется в Барселоне и намеревается наладить выпуск машин при поддержке Grup Peralada.