Следи за скоростью
16+

Delahaye 175 — автомобиль для европейской Мэрилин Монро

На днях онлайн-аукцион Bring & Trailer выставил на продажу автомобиль Delahaye 175, принадлежавший знаменитому британскому певцу Элтону Джону. За сутки до окончания торгов, стоимость этого экземпляра составляла порядка 230 000 долларов. Как выяснилось, это не самая дорогая версия этой модели.
Автор: Дмитрий Новиков, редактор

В процессе изучения автомобильной истории становится ясно, что самые красивые европейские автомобили выпускались во Франции. Не так давно мы писали об одном из них — Talbot-Lago T150C Teardrop. Герой нашего сегодняшнего рассказа выполнен ровно в том же стиле — стиле «капли». Однако, в отличие от Talbot-Lago, компания Delahaye всегда была французской, хоть иногда и управлялась американцами.

Немного предыстории. Компания Delahaye была основана в 1894 году Эмилем Делайе, который занимался сборкой сельскохозяйственного оборудования и паровых моторов. В 1895 году на Парижском автосалоне фирма показала свой первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания объёмом 2,5 литра с двумя цилиндрами. В следующем году гоночная команда свежеобразованной автомобильной марки занимает 6-е и 8-е места в гонке Париж — Марсель — Париж и получает должную известность. В 1898 году количество заказов на машины превышает возможности Delahaye по сборке и Эмиль Делайе решает объединить усилия по производству машин с Жоржем Моране и Леоном Демаре, которые предоставляют компании завод в Париже. С этого момента производство переименовывают в Societe des Automobiles Delahaye. В 1901 году Эмиль Делайе отходит от дел из-за проблем со здоровьем, его место занимает Шарль Вайффенбах.

С 1902 года компания перестаёт выставлять свои машины на гонки и сосредотачивается на производстве грузовиков, тракторов и прочей продукции, необходимой странам Европы. В 1911 году инженер Delahaye Амадей Варлей разрабатывает первый в мире V-образный 6-цилиндровый двигатель объёмом 3,2 литра с двумя распредвалами. В ходе Первой Мировой войны компания занимается выпуском корабельных двигателей, бронеавтомобилей, грузовиков и авиационных моторов. После окончания конфликта фирма продолжает выпуск сельскохозяйственной техники и коммерческого транспорта. В конце 20-х годов Delahaye начинает выпуск автомобилей по лицензии, что приводит компанию на грань гибели, однако в 1932 году фирма меняет направление и вновь принимает участие в гонках. В 1933 году на Парижском автосалоне была показана новая серия автомобилей Superluxe, которая включала в себя две модели, отличающиеся лёгкой рамой, верхнеклапанными моторами, независимой передней подвеской и полностью синхронизированной КПП.

В 1934 году компания Delahaye начинает показывать успехи в спортивных дисциплинах. Под руководством Люси Шелл фирма организовывает гоночную команду Ecurie Bleu и начинает разрабатывать спортивные машины. В это год автомобилям Delahaye удаётся взять первое место в ралли Париж — Сан-Рафаэль, а также кубки в женском зачёте в марафоне Париж — Ницца и Альпийском ралли. В 1937 году модель Delahaye 135 CS занимает первое место в ралли Монте-Карло, а также второе и третье место в гонке «24 часа Ле-Мана». Года спустя доработанная машина занимает сразу три места в Ле-Мане: первое, второе и четвёртое, второе и третье места в гонке 12 часов Парижа, а также первое и третье места в Гран-При Антверпена. В годы Второй Мировой войны компания вновь начинает производить технику для нужд армии, но во время немецкой оккупации завод закрывается.

Наконец, мы подошли к главному событию — выпуску той самой модели Delahaye 175. После окончания войны компания получила деньги от государства на возобновление производства. Завод начал вновь собирать довоенные легковушки и популярный в то время пикап Delahaye 171. В 1947 году свет увидела Delahaye 175. Автомобиль оснащался 4,5-литровым 6-цилиндровым мотором мощностью 140 л.с., который работал в паре с 4-стпенчатой электромагнитной планетарной КПП. Рычаг выбора режима движения включал либо первую передачу, либо заднюю. Двигатель имел шесть впускных и шесть выпускных коллекторов и карбюратор Solex. Помимо этого модель оснащалась независимой передней подвеской на пружинах, гидравлическими амортизаторами сзади и гидравлическими барабанными тормозами. Кроме «обычной» версии Delahaye 175 имела спортивную — с тремя карбюраторами, которые поднимали мощность мотора до 160 сил.

Модель производилась с тремя вариантами колёсной базы: 2 950 мм, 3 150 мм и 3 335 мм. Последняя предназначалась исключительно для лимузинов и продавалась чиновникам и иным официальным лицам. По традиции тех времён, на заводе Delahaye собирались лишь шасси, двигатель и трансмиссия, кузов клиент обязан был заказать в одном из специальных ателье: Figoni & Falaschi, Chapron, Saotchik и других. К слову об эксклюзивности — всего за 4 года производства модели было собрано 105 экземпляров.

Теперь перейдём к эксклюзивным версиям Delahaye 175. В 1949 году кузовное ателье Saotchik, основанное выходцем из Российской Империи Яковом Савчиком, выпустило модель Delahaye 175S Saotchik Roadster — автомобиль, по праву считающийся самым экстравагантным авто в мире. На и без того длинное шасси был установлен длинный кузов, выполненный в стиле барокко. Впервые в европейской автомобильной истории машина получила огромное количество хромированных деталей, которые только подчёркивали экстравагантность машины. Савчик не скрывал, что при создании этого кузова он вдохновлялся работами ателье Figoni & Falaschi, у которых он позаимствовал обтекаемые каплевидные крылья, закрытые колёсные арки и V-образное ветровое стекло. Особый шарм машине придавал интерьер, выполненный в бело-голубом цвете с обилием хрома и с прозрачным рулевым колесом из плексигласа, который по задумке автора, должен был напоминать хрусталь. Первым владельцев машины стал Джон Гол, который несколько доработал родстер — он установил в него радио и обогреватель. В 1950 году автомобиль был подарен молодой актрисе Диане Дорс, которую многие называли европейской Мэрилин Монро. В 70-х годах автомобиль «переехал» в США, где новый владелец потратил очень много сил и средств на его восстановление. Только в 2007 году машина была показана на конкурсе элегантности Pebble Beach. В 2010 году автомобиль был выставлен на аукцион RM Sotheby`s, где был куплен за 3,3 миллиона долларов.

Ещё одним уникальным автомобилем стал Delahaye 175 Saotchik Coupe de Ville, который также был показан в 1949 году на Парижском автосалоне. Как нетрудно догадаться, кузов для купе создавался в ателье Якова Савчика. В данном случае в дизайне автомобиля прослеживается американская школа — сзади машина напоминает классический фастбэк, однако металлическая съёмная крыша возвращает нас к европейскому стилю купе. Этот Delahaye 175 имел двери, открывающиеся с кнопки и салон, отделанный 14-каратным золотом и коврики из овечьей шерсти. В 50-х годах за машину просили баснословные деньги — 20 000 долларов! А в 2010 году на аукционе Gooding & Company автомобиль ушёл за 440 000 долларов.

История марки закончилась в 1956 году, когда после забастовок рабочих было свёрнуто производство грузовых автомобилей, а вслед за этим уволенные сотрудники предприятия сожгли главный офис компании. В настоящее время торговая марка Delahaye принадлежит компании, производящей одежду, так что, у фанатов марки до сих пор есть возможность прикупить себе футболку или куртку с логотипом фирмы. Помимо этого в США есть фирма под названием Delahaye USA, которая занимается штучными продажами реплик классических машин. Собственно, помимо копий Dalahaye они продают копии Bugatti Type 57, Duesenberg Maharaja, автомобилей Horch и других моделей.