Delahaye 175 — автомобиль для европейской Мэрилин Монро
В процессе изучения автомобильной истории становится ясно, что самые красивые европейские автомобили выпускались во Франции. Не так давно мы писали об одном из них — Talbot-Lago T150C Teardrop. Герой нашего сегодняшнего рассказа выполнен ровно в том же стиле — стиле «капли». Однако, в отличие от Talbot-Lago, компания Delahaye всегда была французской, хоть иногда и управлялась американцами.
Немного предыстории. Компания Delahaye была основана в 1894 году Эмилем Делайе, который занимался сборкой сельскохозяйственного оборудования и паровых моторов. В 1895 году на Парижском автосалоне фирма показала свой первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания объёмом 2,5 литра с двумя цилиндрами. В следующем году гоночная команда свежеобразованной автомобильной марки занимает 6-е и 8-е места в гонке Париж — Марсель — Париж и получает должную известность. В 1898 году количество заказов на машины превышает возможности Delahaye по сборке и Эмиль Делайе решает объединить усилия по производству машин с Жоржем Моране и Леоном Демаре, которые предоставляют компании завод в Париже. С этого момента производство переименовывают в Societe des Automobiles Delahaye. В 1901 году Эмиль Делайе отходит от дел из-за проблем со здоровьем, его место занимает Шарль Вайффенбах.
С 1902 года компания перестаёт выставлять свои машины на гонки и сосредотачивается на производстве грузовиков, тракторов и прочей продукции, необходимой странам Европы. В 1911 году инженер Delahaye Амадей Варлей разрабатывает первый в мире V-образный 6-цилиндровый двигатель объёмом 3,2 литра с двумя распредвалами. В ходе Первой Мировой войны компания занимается выпуском корабельных двигателей, бронеавтомобилей, грузовиков и авиационных моторов. После окончания конфликта фирма продолжает выпуск сельскохозяйственной техники и коммерческого транспорта. В конце 20-х годов Delahaye начинает выпуск автомобилей по лицензии, что приводит компанию на грань гибели, однако в 1932 году фирма меняет направление и вновь принимает участие в гонках. В 1933 году на Парижском автосалоне была показана новая серия автомобилей Superluxe, которая включала в себя две модели, отличающиеся лёгкой рамой, верхнеклапанными моторами, независимой передней подвеской и полностью синхронизированной КПП.
В 1934 году компания Delahaye начинает показывать успехи в спортивных дисциплинах. Под руководством Люси Шелл фирма организовывает гоночную команду Ecurie Bleu и начинает разрабатывать спортивные машины. В это год автомобилям Delahaye удаётся взять первое место в ралли Париж — Сан-Рафаэль, а также кубки в женском зачёте в марафоне Париж — Ницца и Альпийском ралли. В 1937 году модель Delahaye 135 CS занимает первое место в ралли Монте-Карло, а также второе и третье место в гонке «24 часа Ле-Мана». Года спустя доработанная машина занимает сразу три места в Ле-Мане: первое, второе и четвёртое, второе и третье места в гонке 12 часов Парижа, а также первое и третье места в Гран-При Антверпена. В годы Второй Мировой войны компания вновь начинает производить технику для нужд армии, но во время немецкой оккупации завод закрывается.
Наконец, мы подошли к главному событию — выпуску той самой модели Delahaye 175. После окончания войны компания получила деньги от государства на возобновление производства. Завод начал вновь собирать довоенные легковушки и популярный в то время пикап Delahaye 171. В 1947 году свет увидела Delahaye 175. Автомобиль оснащался 4,5-литровым 6-цилиндровым мотором мощностью 140 л.с., который работал в паре с 4-стпенчатой электромагнитной планетарной КПП. Рычаг выбора режима движения включал либо первую передачу, либо заднюю. Двигатель имел шесть впускных и шесть выпускных коллекторов и карбюратор Solex. Помимо этого модель оснащалась независимой передней подвеской на пружинах, гидравлическими амортизаторами сзади и гидравлическими барабанными тормозами. Кроме «обычной» версии Delahaye 175 имела спортивную — с тремя карбюраторами, которые поднимали мощность мотора до 160 сил.
Модель производилась с тремя вариантами колёсной базы: 2 950 мм, 3 150 мм и 3 335 мм. Последняя предназначалась исключительно для лимузинов и продавалась чиновникам и иным официальным лицам. По традиции тех времён, на заводе Delahaye собирались лишь шасси, двигатель и трансмиссия, кузов клиент обязан был заказать в одном из специальных ателье: Figoni & Falaschi, Chapron, Saotchik и других. К слову об эксклюзивности — всего за 4 года производства модели было собрано 105 экземпляров.
Теперь перейдём к эксклюзивным версиям Delahaye 175. В 1949 году кузовное ателье Saotchik, основанное выходцем из Российской Империи Яковом Савчиком, выпустило модель Delahaye 175S Saotchik Roadster — автомобиль, по праву считающийся самым экстравагантным авто в мире. На и без того длинное шасси был установлен длинный кузов, выполненный в стиле барокко. Впервые в европейской автомобильной истории машина получила огромное количество хромированных деталей, которые только подчёркивали экстравагантность машины. Савчик не скрывал, что при создании этого кузова он вдохновлялся работами ателье Figoni & Falaschi, у которых он позаимствовал обтекаемые каплевидные крылья, закрытые колёсные арки и V-образное ветровое стекло. Особый шарм машине придавал интерьер, выполненный в бело-голубом цвете с обилием хрома и с прозрачным рулевым колесом из плексигласа, который по задумке автора, должен был напоминать хрусталь. Первым владельцев машины стал Джон Гол, который несколько доработал родстер — он установил в него радио и обогреватель. В 1950 году автомобиль был подарен молодой актрисе Диане Дорс, которую многие называли европейской Мэрилин Монро. В 70-х годах автомобиль «переехал» в США, где новый владелец потратил очень много сил и средств на его восстановление. Только в 2007 году машина была показана на конкурсе элегантности Pebble Beach. В 2010 году автомобиль был выставлен на аукцион RM Sotheby`s, где был куплен за 3,3 миллиона долларов.
Ещё одним уникальным автомобилем стал Delahaye 175 Saotchik Coupe de Ville, который также был показан в 1949 году на Парижском автосалоне. Как нетрудно догадаться, кузов для купе создавался в ателье Якова Савчика. В данном случае в дизайне автомобиля прослеживается американская школа — сзади машина напоминает классический фастбэк, однако металлическая съёмная крыша возвращает нас к европейскому стилю купе. Этот Delahaye 175 имел двери, открывающиеся с кнопки и салон, отделанный 14-каратным золотом и коврики из овечьей шерсти. В 50-х годах за машину просили баснословные деньги — 20 000 долларов! А в 2010 году на аукционе Gooding & Company автомобиль ушёл за 440 000 долларов.
История марки закончилась в 1956 году, когда после забастовок рабочих было свёрнуто производство грузовых автомобилей, а вслед за этим уволенные сотрудники предприятия сожгли главный офис компании. В настоящее время торговая марка Delahaye принадлежит компании, производящей одежду, так что, у фанатов марки до сих пор есть возможность прикупить себе футболку или куртку с логотипом фирмы. Помимо этого в США есть фирма под названием Delahaye USA, которая занимается штучными продажами реплик классических машин. Собственно, помимо копий Dalahaye они продают копии Bugatti Type 57, Duesenberg Maharaja, автомобилей Horch и других моделей.