Следи за скоростью
16+

Провал Михаила Прохорова — как россияне лишились Ё-Мобиля

Российские дизайнеры могут создавать отличные машины на базе зарубежных доноров. На такую работу, как правило, уходит не один год и заканчивается она выпуском одного-двух образцов, которые тут же расходятся по частным коллекциям. Но что в нашей стране с инновациями? На этот вопрос в своё время попытался ответить миллионер Михаил Прохоров и команда Ё-Авто.
Автор: Дмитрий Новиков, редактор

Весной 2010 года, видимо на поднимающейся волне веры в российский автопром, Михаилу Прохорову и руководству инвестиционной группы ОНЭКСИМ приходит в голову начать выпуск российских гибридных автомобилей. 12 апреля 2010 года создаётся компания ООО «Городские автомобили», участие в которой делят между собой группа ОНЭКСИМ и российско-белорусская фирма ЯРОВИТ. На разработку отечественного гибрида был заложен бюджет в 150 миллионов евро, при этом деньги на рекламу и производство были бы выделены позже из другого бюджета.

Спустя ровно полгода ООО «Городские автомобили» организовывают вторую презентацию своих машин: городского хэтчбэка и компактного кросс-купе. Тогда белорусский дизайнер Владимир Цеслер предложил идею всегда окрашивать гибриды в два цвета, базовым и неизменным из которых всегда будет цвет слоновой кости, а второй — на выбор клиента. Такой окрас символизировал бы философию гибридности, а также стал бы отличительной чертой автомобилей марки. В ноябре руководство компании подвело итоги онлайн-голосования за название новой марки, победителем которого стал Цеслер, предложивший простое и очень русское название: «Ё-мобиль». В середине декабря компания представила три прототипа: Ё-микровэн, Ё-фургон и Ё-кросс-купе. Отметим, что разработкой дизайна кузова для фургона занималось кузовное ателье Cardi. Все три образца имели предварительный дизайн кузовов и приводились в движение немецкими моторами объёмом 0,75 литра от компании Weber.

Уже 8 февраля 2011 года Михаил Прохоров пообещал, что сертификация гибридов начнётся в мае 2012 года (да-да, спустя всего два года после зарождения идеи). Тогда же он рассказал, что автомобили будут стоить от 320 000 до 480 000 рублей и на 90% будут собираться из отечественных комплектующих. 21 февраля компания представила новый вариант кросс-купе, в котором были учтены все пожелания посетителей октябрьской презентации. В частности, автомобиль получил более комфортный салон, больший объём багажного отделения и вариант с пятью дверями.

1 апреля того же года прототип гибрида с мотором Weber совершил свою первую поездку по дорогам общего пользования: тогдашний премьер-министр страны Владимир Путин за рулём новинки совершил небольшое путешествие из резиденции в Ново-Огарёво в резиденцию Горки-9, где представил проект президенту РФ Дмитрию Медведеву. Спустя 12 дней было подписано соглашение о том, что в индустриальном парке «Марьино» будет построен завод Ё-Авто. Сообщалось, что его мощностей хватит на производство 45 000 машин в год. Позже предполагалось открыть вторую очередь, которая удвоила бы производство. В мае 2011 года был открыт сайт компании, на котором предлагалось оставить предзаказ на любой Ё-мобиль. В первые сутки набралось около 50 000 заявок, а к концу недели — более 200 000. Такое количество, скорее всего, было обусловлено отсутствием предоплаты — заказ можно было оставить совершенно бесплатно, при этом пользователю сообщалось, что его заявку обязательно передадут на завод. В сентябре 2011 года на автосалоне во Франкфурте были показаны миру Ё-кросс-купе, Ё-купе и Ё-фургон.

Спустя год после показа машин во Франкфурте, компания Ё-Авто сменила руководителя, им стал Андрей Гинзбург. Сообщалось, что Андрей Бирюков был уволен с занимаемого поста из-за срыва сроков производства Ё-мобилей. После этого от компании ничего не было слышно ровно год, пока 14 февраля 2013 года глава группы ОНЭКСИМ Максим Мейксин не сообщил, что первые машины увидят свет в марте 2015 года. В июле того же года в центре испытаний НАМИ был показан гибридный кроссовер, который в качестве ДВС получил 1,4-литровый атмосферный силовой агрегат Fiat на 75 л.с.

В феврале 2014 года было объявлено, что старт серийного производства автомобилей отложен на неопределённый срок из-за недостатка финансирования. В марте объявили, что российская сертификация Ё-мобилей пройдёт осенью 2014 года. Уже в апреле проект был закрыт, а все его наработки за 1 евро были проданы НАМИ. Последнее официальное упоминание Ё-мобиля произошло 1 декабря 2014 года, когда Михаил Прохоров лично подарил лидеру партии ЛДПР Владимиру Жириновскому полностью электрически Ё-кроссовер. Как сообщали позже, спустя некоторое время аккумулятор автомобиля полностью разрушился.

От истории марки перейдём к техническим особенностям автомобилей и обещаниям его создателей. Как уже говорилось, все Ё-мобили должны были представлять собой последовательные гибриды со стальной пространственной рамой и кузовом из АБС-пластика и полипропилена. Иными словами, конструкция обещала быть лёгкой, относительно прочной и недорогой в случае замены каких-либо кузовных деталей. Изначально предполагалось, что гибриды будут работать на базе классического 60-сильного ДВС, который имел бы возможность питаться как бензином, так и метаном уже с завода. Физически силовой агрегат никак не связывался ни с чем, кроме генератора, который бы подзаряжал суперконденсатор и питал бы два электромотора, которые находились бы на передней и задней осях. Таким образом, даже базовый автомобиль обладал бы полным приводом. Суперконденсатор выступал бы в качестве источника энергии при разгоне и заряжался бы при торможении при помощи системы рекуперации.

Для упрощения конструкции Ё-Авто собиралось разработать бортовой компьютер для управления всеми электрическими системами автомобиля. Итак, любой Ё-мобиль имел бы в своём распоряжении полный привод, запас хода в 700 километров, две подушки безопасности, ABS, ESP, круиз-контроль, климат-контроль, светодиодные ходовые огни, три экрана — один в качестве приборной панели, второй — в качестве альтернативной приборки и третий для отображения информации о состоянии машины и управления системами авто, навигационную систему Глонасс, мультимедийную систему, а также встроенный GSM-модем. Помимо этого предполагалось, что количество узлов и деталей новых машин сократилось бы в 2 — 2,5 раза по сравнению с обычными машинами, любой Ё-мобиль состоял бы из 400 взаимозаменяемых блоков, которые упрощали бы сборку и ремонт этих машин, а межсервисный пробег составлял бы 40 000 километров.

В итоге получилось, что опытные образцы, которые были предоставлены журналистам на тесты, не имели практически ничего общего с изначальным проектом. Так, сообщается, что машины имели крайне некачественную сборку и подгонку деталей, динамика автомобилей была гораздо ниже заявленной, кузов предоставленного кроссовера изменился и не в лучшую сторону. Что касается дизайна, то ближе к серии специалисты приняли решение отказаться от цвета слоновой кости в качестве неизменного и его место занял чёрный. Так или иначе, но все огрехи объяснялись представителями марки тем, что это предпродажные экземпляры и серийные машины будут собраны гораздо лучше.

В качестве итога хочется пуститься в пространный рассказ о том, почему в нашей стране все хорошие начинания скатываются неизвестно во что или вообще перестают существовать. Однако это будет сумбур на несколько страниц, который не интересно читать. К краху проекта, по мнению большинства специалистов, привели недостаток финансирования и короткие сроки исполнения всех обещаний. Напомним, что с момента создания компании до момента начала сертификации автомобилей, по мысли Прохорова, должно было чуть больше двух лет. Для гибридных автомобилей этот срок очень мал! Спустя почти десять лет на разработку одной модели с нуля уходит от 5 лет и это в случае с очень крупным производителем. Иными словами, ошибки российской Marussia ничему не научили «потомков». Далее в списке причин банкротства Ё-Авто идёт весна 2014 года, когда после известных событий в Крыму против России стали приниматься санкции, а национальная валюта стремительно начала падать. К сожалению, производственное оборудование, и без того дорогостоящее, стало стоить в разы больше, что наверняка не добавляло руководству компании энтузиазма. В конечном итоге, по некоторым предположениям, создание Ё-мобиля было для Михаила Прохорова лишь длительной предвыборной кампанией.