Следи за скоростью
16+

До Луны и обратно: Volvo P1800

Сегодня речь пойдёт о, пожалуй, самом успешном спортивном автомобиле Volvo и первом спорткаре марки.
Автор: Дмитрий Новиков, редактор

История модели Volvo P1800 началась ещё в середине 50-х годов прошлого века, когда руководству марки пришло в голову выпустить стильный и недорогой спорткар, который составит конкуренцию не только американским машинам вроде Chevrolet Corvette, но и европейским Ferrari 250 и Jaguar E-Type. Первым прототипом спортивного родстера стала модель Volvo P1900, которая имела фибергласовый кузов и довольно скромный двигатель. Неизвестно почему, но модель в серию не пошла, а компания собрала только 68 экземпляров автомобиля.

В 1957 года разработку дизайна для нового спорткара поручили Хельмеру Петтерсену, человеку, работавшему над созданием Volvo PV444. Вместе со своим сыном Пелле, специалист представил своё видение первой серийной спортивной модели от Volvo наряду с тремя вариантами, предоставленными немецкими и итальянскими дизайнерами. В результате недолгих раздумий, выбор руководства марки пал на вариант Петтерсонов. Первый прототип Volvo P1800 под кодовым именем «X1» в 1957 год отправился на завод фирмы Karmann в Германию для того, чтобы убедить компанию заняться сборкой этих машин. К концу года согласие было получено, однако компания Volkswagen AG, которая являлась в то время наиболее важным клиентом Karmann, запретила производство спорткара Volvo, обосновав это тем, что новинка могла составить конкуренцию их машинам.

Отказ Karmann от сборки Volvo P1800 поставил проект на грань гибели. В то время немецкие компании NSU, Drautz и Hanomag стали предлагать шведам свою помощь в производстве, однако в Volvo отказывали им из-за недостаточного уровня качества сборки. Интересно, что началу серийного производства P1800 помог случай — официальной премьеры модели на тот момент ещё не состоялось, однако одна из газет опубликовала снимки прототипа модели и пресс-релиз к ним. В итоге к 1960 году Volvo находит партнёров в лице британской фирмы Jensen Motors, с которой был подписан контракт на производство 10 000 автомобилей в год. В тот же год состоялась официальная премьера первого серийного спорткара Volvo P1800. Модель произвела огромный фурор, а компания получила очень большое количество заказов. Первые покупатели, получившие свои автомобили стали отмечать, что качество их сборки оставляет желать лучшего и репутация производителя начала падать. В связи с этим спустя всего лишь два года производства Volvo P1800 в Британии, сборка машин была перенесена в Гетеборг.

А теперь поговорим о самом автомобиле. Внешний вид нового спорткара имел черты как европейской, так и американской дизайнерских школ. От американцев модели досталась хвостовая часть с плавниками, шедшими вдоль багажника с горизонтально расположенными задними фонарями. В остальном же дизайн Volvo P1800 впитал в себя лучшие черты европейских купе того времени. В целом дизайн машины походил, скорее на американскую версию Jaguar E-Type. В салоне спорткар имел переднюю панель из чёрного винила с алюминиевыми вставками, тонкий трёхспицевый руль, кожаную отделку и рычаг стояночного тормоза, расположенный слева от водителя. В оснащение Volvo P1800 входили радио, кондиционер, удобные кресла с опциональными подголовниками и трёхточечные ремни безопасности. Купе имело посадочную формулу «2+2», но посадить на заднем диване взрослого человека было совсем нереально.

Несмотря на свой внешний вид и позиционирование модели в качестве спортивного автомобиля, технические характеристики P1800 трудно было назвать выдающимися даже в то время. Первые машины оснащались 1,8-литровым мотором на 100 л.с. и 140 Нм крутящего момента, который работал в паре с 4-ступенчатой механикой, который разгонял автомобиль с места до 100 км/ч за 11,9 секунды, максимальная скорость при этом составляла 172 км/ч. После переноса производства в родной Гетеборг, на модель начали устанавливать более мощный двигатель на 115 л.с. С 1969 года автомобиль оснащали мотором на 118 сил. В 1970 году свет увидела более совершенная модификация Volvo P1800E, которая отличалась наличием дисковых тормозов и впрыском Bosch D-Jetronic, который повысил отдачу двигателя до 130 л.с. Кроме того, под конец производства модель могла оснащаться 4-ступенчатым «автоматом».

В 1972 году Volvo выпускает P1800 ES — автомобиль в кузове шутингбрейк, хотя, судя по снимкам, он больше походил на классический универсал марки. Эта версия оснащалась 2-литровым инжекторным двигателем на 125 л.с., который работал в паре с 3-ступенчатым «автоматом». В салоне всё также было четыре посадочных места, однако в этот раз складной задний диван открывал доступ в багажное отделение. К особенностям модели можно отнести полностью стеклянную заднюю дверь, за которую в Швеции автомобиль прозвали «рыбным фургоном», а в Германии — «гробом Белоснежки». Всего за время существования модели было выпущено 47 492 экземпляра, из которых на универсал пришлось 8 077 машин. Прекращению производство Volvo P1800 способствовало нежелание руководства компании приводить её в соответствие американским экологическим нормам 70-х годов.

С моделью связан один интересный рекорд. В ноябре 1998 года в Книге рекордов Гиннеса появилась запись о том, что Volvo P1800S проехал на заводском «железе» более 2,5 миллионов километров. В сентябре 2013 года этот автомобиль «накатал» уже более 4,8 миллиона километров, что соответствует примерно 100 путешествиям вокруг Земли или 5 «дорогам» до Луны и обратно. При этом машина оснащалась стандартным мотором, который за это время прошёл два капитальных ремонта. Сообщалось, что машина принадлежала школьному учителю Ирвину Гордону из Нью-Йорка.

Не так давно стало известно, что дочерняя компания Volvo, фирма Cyan Racing запустила в производство ограниченную серию спорткаров, на базе Volvo P1800. Автомобиль практически полностью повторяет дизайн винтажной модели, за исключением дизайна кормовой части и радиаторной решётки, а также 18-дюймовых колёсных дисков с центральной гайкой. Под капотом заднеприводного автомобиля скрывается 2-литрвоый турбомотор от гоночного седана Volvo S60 TC1 на 420 л.с. и 455 Нм крутящего момента. Двигатель работает в паре с 5-ступенчатой механикой и приводит в движение задние колёса посредством карбонового карданного вала. Стоимость и дата появления в продаже возрожденного Volvo P1800 Cyan пока не известны.