Следи за скоростью
16+

«Самый красивый автомобиль всех времён» — история Jaguar E-Type

Сегодня мы расскажем об ещё одном знаковом автомобиле середины прошлого века, который сам Энцо Феррари, который никогда не признавал сильных сторон конкурентов, назвал «самым красивым автомобилем всех времён».
Автор: Дмитрий Новиков, редактор

Считается, что история модели Jaguar E-Type начинается в 1955 году, когда произошла ужасная катастрофа во время гонки «24 часа Ле-Мана», унесшая жизни 83 человек, среди которых был гонщик заводской команды Mercedes-Benz Пьер Левега. Мы склонны считать, что сегодняшний автомобиль начал своё восхождение к вершине успеха и популярности ещё в 1951 году, будучи спорткаром Jaguar XK120.

В 1950 году руководитель Jaguar Вильям Лайонс пригласил в компанию инженера по аэродинамике, работавшего долгое время на компанию Bristol Aeroplane Company Малкольма Сайера. Именно этому человеку Jaguar E-Type и обязан своим внешним видом. В 1951 году гоночная команда Jaguar заняла первое место в гонке «24 часа Ле-Мана» на автомобиле Jaguar XK120-C, надо кузовом которого потрудился Сайер. Через три года компания выпустила более мощную версию спорткара — Jaguar D. С этой машиной команда заняла второе место в 24-часовой гонке. Как говорилось выше, в 1955 году в ходе гонки произошла ужасная катастрофа: из-за невнимательности гонщиков, автомобиль Пьера Левега вылетел с трассы с такой скоростью и под таким углом, что начала рассыпаться на части, которые и привели к столь многочисленным жертвам. Стоит отметить, что ту гонку снова выиграла команда Jaguar, но такой славы не хотелось никому.

После трагедии в Европе на некоторое был введён запрет на проведение гонок. Лайонс продал заводскую команду частнику и принялся за создание дорожного спорткара. Сначала он пытался продавать уже имеющийся Jaguar D, но модель была слишком дорогой и не имела должного уровня комфорта, как итог, было продано всего 43 такие машины. Далее руководитель Jaguar пытается переделать спортивный болид в более красивый и гражданский вариант Jaguar XKSS, но и тут всё идёт не по плану — сгорает завод с огромным количеством полуготовых спорткаров и запчастей к ним. Всего удалось реализовать 16 машин.

Раз не получается переделать имеющееся и продать, нужно начинать с начала. Так в конце 1957 года появляется прототип Jaguar E1A. От предшественника в лице Jaguar D он отличался большими габаритами и независимой задней подвеской. Стоит сказать, что история её создания весьма примечательна. Руководство компании было уверено, что на создание новой задней подвески уйдёт как минимум 30 дней работы, на что инженер Боб Найт на спор в пять фунтов стерлингов за 27 спроектировал подвеску, которую компания использовала на протяжении последующих трёх десятков лет!

Вслед за первым прототипом появился второй — Jaguar E2A, который получил более мощный двигатель объёмом 3,8 литра. И вот, на Женевском автосалоне 1961 года (о его современной судьбе вы можете узнать здесь), Jaguar собирает всё внимание общественности своим новым Jaguar E-Type. Автомобиль показали 15 марта на закрытой презентации, после которой стало понятно — нужен ещё один образец. Тогда руководитель отдела рекламы Боб Берри сел за руль машины с номеров 9600 HP и за одну ночь проехал на нём путь от Ковентри до Женевы, который, на минуточку, составлял 1 000 миль! В итоге, утром 16 марта на автосалоне было уже два автомобиля.

Новый Jaguar E-Type позиционировался как недорогой суперкар на каждый день. Чтобы доказать это, компания выпустила рекламу, где было указано, что новинка имеет максимальную скорость в 150 миль/ч или 240 км/ч. Закрытые испытания показали, что стандартный автомобиль не может разогнаться до такой скорости — автомобиль не мог преодолеть отметку в 143 миль/ч. Тогда к тестам подключились инженеры марки. Это сейчас при помощи одного провода и ноутбука можно поднять наддув турбины, а в те времена специалисты были очень сильно озадачены. Для того самого Jaguar E-Type с номеров 9600 HP были заново подобраны коллекторы, воздушный фильтр, новые настройки карбюратора и шины. Такой вариант разогнался до 147 миль/ч. «Маловато» подумали в Jaguar и заменили двигатель спорткара на более мощный, убрали тяжёлую заднюю дверь, стёкла заменили пластиком, а с переднего бампера сняли «клыки» и нарисовали краской номерной знак. Этот образец преодолел отметку в 150 миль/ч и был передан на тестирование автомобильным журналистам, которые и зафиксировали достижение.

В апреле 1961 года Jaguar E-Type привезли на автосалон в Нью-Йорке, где он также произвёл фурор. Отметим, что для американского рынка модель носила имя XK-E, потому что именно серия XK очень хорошо продавалась на североамериканском рынке. В сентябре того же года суперкар поступил в продажу. Всего за 14 лет существования Jaguar E-Type разошёлся тиражом в 70 000 экземпляров. Заводы марки не справлялись с нагрузками, поэтому покупатели, приходившие за новинкой к дилеру, нередко уезжали на другой модели из-за очереди на желанный авто. Изначально автомобиль предлагался в двух вариантах кузова — родстер и купе. Позже, в 1964 году, модель пережила обновление и получила более просторный вариант с посадочной формулой 2+2.

Несмотря на все свои достоинства, Jaguar E-Type имел ряд недостатков. Во-первых, это был Jaguar — не самый надёжный из продаваемых тогда автомобилей. Во-вторых, многое досталось модели от гоночных болидов — неудобная посадка, малое количество места для ног, неудобные сидения, отвратительная вентиляция салона, запотевающие колпаки передних фар, чудовищный расход масла — до одного литра на 100 километров, дёрганый усилитель тормозов и неудачная коробка передач.

С выходом обновлённой модели 1964 года некоторые недостатки были устранены. Jaguar E-Type получил новый двигатель объёмом 4,2 литра, полностью синхронную МКПП или 3-ступенчатый «автомат», а также новые электрику и сидения. В 1967 году был показан ещё один вариант, как его называли «поколение 1 1/2». Внешне такой автомобиль отличался отсутствием аэродинамических и вечно запотевающих колпаков на передних фарах. Кроме того, специально для американского рынка инженеры поработали над выбросами вредных веществ в атмосферу. В 1968 году в Британии был показан E-Type второй серии, который получил новые бамперы, передние и задние фонари, усилитель руля и более продуманную систему охлаждения двигателя. При этом стоит отметить, что от поколения к поколению стоимость суперкара оставалась неизменной. Третья серия Jaguar E-Type была представлена в 1971 году. Этот автомобиль стал первым в модельном ряду Jaguar с двигателем V12 объёмом 5,3 литра.

 

Официально, производство Jaguar E-type было прекращено в 1975 году, однако на самом деле, сборка была прекращена ещё в конце весны 1974 года — на складах оставалось довольно много готовых машин, которые необходимо было продать. Сейчас довольно легко приобрести себе в пользование такой автомобиль — были бы деньги. Самое интересное заключается в том, что по сей день британские производители выпускают запчасти к этим машинам, которые стоят в разы меньше, чем комплектующие для раритетных «немцев». Кроме того, в 2014 году Jaguar создало отделение Jaguar Classic, которое занимается производством и восстановлением старых машин марки.