Ferrari FXX-K — венец творения итальянской марки
В 2005 году руководство компании Ferrari запустило в работу трековую программу под названием XX. Она предполагала выпуск особых моделей автомобилей и продажу их только самым ценным клиентам марки. В правилах Ferrari XX чётко прописывалось, что владельцем такой машины может стать только человек, которого выбрала специальная комиссия, однако сам спорткар надлежало хранить исключительно на территории самой компании. Да, заплатив за авто немалую сумму, владелец не мог забрать его домой и оставить в собственном гараже. Ко всему прочему, модели серии XX не имели разрешения на передвижение по дорогам общего пользования.
Каждый раз автомобили серии XX выпускались ограниченным тиражом в 29 экземпляров, исключением в данном случае была лишь модель Ferrari FXX — в этом случае в 2006 году была собрана 30-ая машина, которую подарили гонщику Михаэлю Шумахеру за его заслуги перед командой. Вместе с этим ездить на таких машинах разрешалось лишь в определённые дни по домашней трассе Ferrari Fiorano. При этом инженеры компании пристально следили за всеми показателями автомобилей, записывали их и анализировали. Таким образом, владелец автомобиля становился ещё и подопытным кроликом.
Но перейдём к самим машинам. В 2005 году свет увидела Ferrari FXX. Автомобиль был построен на базе вышедшего в 2002 году Ferrari Enzo, но вся техническая часть была существенно доработана. Так, суперкар получил 6,3-литровый атмосферный бензиновый мотор V12, который после доработок выдавал 810 л.с. и 686 Нм крутящего момента. При массе в 1 155 килограммов, автомобиль разгонялся с места до 100 км/ч всего за 2,9 секунды и имел максимальную скорость в 349 км/ч. Именно такой автомобиль и был подарен Ferrari своему гонщику Михаэлю Шумахеру. Машина имела шильдик с порядковым номером, была выкрашена в чёрный цвет (единственный такой суперкар), получила чёрный колёсные диски с красным кантом, матовые насадки на выхлопных трубах и логотип пилота, вышитый на сидениях. Этот Ferrari FXX принимал участие в съёмках одного из эпизодов телевизионного шоу Top Gear. Разумеется, тогда за рулём машины сидел сам Шумахер под видом тестового пилота передачи Стига.
В 2007 году инженеры Ferrari представили доработанную модель суперкара, который получил приставку Evolution Package. Список доработок включал в себя мотор, выдававший 860 л.с., перенастроенную КПП со временем переключения в 60 миллисекунд против 80 миллисекунд, пересмотренную аэродинамику и более мощные тормоза. Благодаря этому инженерам удалось «снять» с разгона до 100 км/ч 0,4 секунды и увеличить максимальную скорость автомобиля до 365 км/ч. Этот суперкар смог установить новый рекорд домашней трассы Ferrari Fiorano, который составил 1 минуту и 16 секунд. Достижение позволило руководству марки не закрывать гоночную программу. Пакет Evolution Packet можно было купить для любой из выпущенных Ferrari FXX, однако за готовый автомобиль просили от полутора миллионов евро.
Вслед за этим в 2009 году свет увидело переднемоторное купе Ferrari 599XX. Основой для этой модели послужило, как нетрудно догадаться из названия, купе Ferrari 599 GTB Fiorano. Под капотом автомобиля располагался 6-литровый атмосферник на 730 л.с., который работал в паре с секвентальной коробкой передач. Помимо этого машина оснащалась карбон-керамическими тормозами и продвинутой аэродинамикой. Благодаря этим доработкам, в 2010 году Ferrari 599XX удалось установить новый рекорд круга на Нюрбургринге среди автомобилей, построенных на основе серийных моделей. Он составил 6 минут и 58,16 секунды. Однако в конце того же года гиперкар Pagani Zonda проехал трассу на 11 секунд быстрее. В ответ на это в 2011 году Ferrari выпустили традиционный комплект доработок Evolution Packet. Он привнёс модели ещё 20 л.с. мощности, облегчение на 35 килограммов, новую выхлопную систему, перенастроенную электронику и автоматически регулируемое антикрыло. Стоимость комплекта составляла почти 200 000 евро при цене за саму Ferrari 599XX в 1,2 миллиона евро.
Вот мы и добрались до самой совершенной модели Ferrari — Ferrari FXX-K. Над внешним видом суперкара и его аэродинамикой работал глава отдела дизайна марки Флавио Манцони. В 2015 году журнал Top Gear написал о внешности машины следующее: «Вам показалось, что LaFerrari недостаточно брутальный? Ferrari тоже так показалось и они выпустили FXX-K». При всей спортивности, модель сохранила узнаваемые черты марки и получила отсыл к той самой Ferrari Enzo в виде носового обтекателя и задней части. По сравнению с той самой LaFerrari, новинка получила такую же колёсную базу, но при этом стала на 194 мм длине и на 59 мм шире благодаря новому аэродинамическому обвесу. Машина оснащается 19-дюймовыми колёсными дисками с шинами Pirelli спереди и 20-дюймовыми колёсами сзади.
Техническую часть новая Ferrari FXX-K позаимствовала у LaFerrari, однако без доработок тут не обошлось. 6,3-литровый атмосферный V12 получил новую программу управления, иные распределительные валы и механические толкатели клапанов вместо гидравлических, пересмотренную конфигурацию впускного коллектора, который ко всему прочему ещё и был отполирован особым образом, а также выхлопную систему, которая теперь напрочь была лишена глушителей. В результате всех доработок инженерам удалось снять с двигателя 860 л.с. В пару к ДВС «прикручен» электромотор, который выдаёт ещё 190 л.с. В итоге, силовая установка развивает 1 050 л.с. мощности и более 900 Нм крутящего момента. По некоторым данным, гиперкар разгоняется с места до 100 км/ч за 2,5 секунды и имеет максимальную скорость около 400 км/ч.
Помимо всего вышеперечисленного, инженеры Ferrari основательно поработали над аэродинамикой трекового монстра. При взгляде на автомобиль становится понятно, как именно воздух обтекает машину. Передний сплиттер расположен почти у самого асфальта, он помогает перенаправлять встречные потоки воздуха вместе с торцевыми элементами кузова. С их помощью поток направляется к задним колёсам и поверх них, а затем попадает в пару коротких фиксированных антикрыльев, которые помогают основному спойлеру, когда он выдвигается на скорости, оптимизировать воздушный поток. По сравнению с LaFerrari, новинка имеет в два раза большую прижимную силу в стандартном режиме, а в атакующем к ней добавляется ещё 30%.
В довершение всего стоит отметить, что Ferrari FXX-K оснащается системой рекуперации энергии KERS от LaFerrari, системой выбора режима движения, где пилот может переключаться между максимальной производительностью, максимальным запасом хода, кратковременным увеличением мощности и режимом, предназначенным для быстрого заряда батареи. Суперкар обзавёлся перенастроенной системой контроля тяги, которая учитывает не только ускорению по всем трём осям, но и давление в шинах, и их температуру, а также электронноуправляемым дифференциалом и системой контроля угла скольжения. Карбон-керамические тормоза и адаптивные амортизаторы никуда не делись. Стоимость такой Ferrari FXX-K составляет около 2,5 миллионов евро.