Следи за скоростью
16+

Определены перспективы «народного каршеринга» в России

Экспертами определены емкость и потенциал рынка «народного каршеринга».
Автор: Никита Новиков, редактор

Недавно заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов написал на сайте Дептранса: «Мы прорабатываем запуск „Народного каршеринга“. Вы сможете сдать свой автомобиль в качестве сервиса краткосрочной аренды, когда вы им не пользуетесь. По статистике, более 90% времени личный автомобиль проводит без движения». В 2018 году, напомним, подобный сервис предлагал организовать и мэр столицы Сергей Собянин.

У потенциальных участников нового рынка сразу возникло много вопросов, но ответы на большинство из них уже есть: аренда автомобилей по схеме peer-to-peer (от частного лица — частному лицу, p2p) уже существует. «Народный автопарк» в России насчитывает сейчас более 6000 машин, а услугами «народного каршеринга» пользуются свыше 40 000 человек (большинство из них — как раз в Москве), и их число постоянно растет.

Первые предложения об аренде автомобилей частных лиц начали появляться с конца мая 2017 года на площадке RentRide — крупнейшего на сегодняшний день в стране онлайн-сервиса аренды и сдачи внаем частных автомобилей. Сейчас во всероссийской базе частных арендных машин, которую ведут специалисты RentRide, находится более 6000 авто, ее прирост составляет 50–100 машин в неделю.

«Спрос на сервис обусловлен тем, что он выгоден и для арендаторов, и для арендодателей, — объясняет сооснователь и генеральный директор RentRide Александр Ладыгин. — Владельцы авто, сдающие их в аренду, в месяц могут зарабатывать до 10% текущей стоимости машины или как минимум „обнулить“ расходы на ее содержание. Если в 2017 году в нашей базе было всего 500 машин, то в 2020-м их количество увеличилось в 12 раз. Росло с годами и число активных пользователей-арендаторов — с 4500 до нынешних 40 000».

Чисто технически сдать свой автомобиль в аренду его владелец может в любой точке страны, у которой есть адрес. Но если спроса там не будет, то и сдать машину не получится. Сейчас 85% запросов приходит из Москвы и курортных городов, остальные 15% приходятся на Санкт-Петербург и другие города-миллионники. Но сейчас спрос на «народный каршеринг» начал активно расти в регионах, и по итогам 2020 года ожидается даже снижение доли столичных запросов на 10%, но не из-за падения спроса, а благодаря росту популярности этой арендной модели в других городах. Примечательно, что наличие у машины коробки-автомата важно только московским арендаторам, для всех остальных это не так критично.

В «народном автопарке» представлены машины всех возрастов, марок и комплектаций — от самой недорогой городской малолитражки до раритетных и эксклюзивных автомобилей. Можно найти даже легендарный DeLorean или ультрасовременную Tesla. Хотя преимущественно в аренду сдаются бюджетные автомобили за 1000–2000 рублей в сутки. Остальные 30% равномерно распределяются среди автомобилей более дорогих классов, и наименьшая доля по понятным климатическим причинам у кабриолетов (менее 1%). Комфорт-класс предлагается уже за 2000–3000 рублей, а цена аренды автомобилей бизнес- и премиального сегментов начинается с 3500 рублей. Самое дорогое предложение суточной аренды, встречающееся на площадке, — 100 000 рублей, за эту сумму можно арендовать спорткары Lamborghini и Ferrari или ретромобиль вроде Chevrolet Caprice 1971 года.

Наиболее популярными автомобилями в своих сегментах являются Hyundai Solaris, Kia Rio, Mitsubishi Lancer, Hyundai H1, Toyota Camry, Mercedes-Benz E-Class.

Арендуемые автомобили используются для разных целей: деловых поездок и личных дел, путешествий (в 30% случаев), которые совершаются, согласно статистике сервиса, на расстояния до 4000 км в один конец (конкретно — Андорра и Алтай), или для тех или иных мероприятий. Например, экологи недавно арендовали 40 белых Volkswagen Polo для автопробега. Самый длительный срок аренды составил более 8 месяцев (в среднем она длится 4 дня). Сезонность в p2p ярко выраженная «отпускная»: с мая по сентябрь спрос более чем в два раза выше, чем в зимнее время. А в пандемию даже появился специфический сегмент долгосрочных арендаторов, использующих авто для безопасного перемещения по городу.

Преимущество модели p2p в том, что арендатор всегда может договориться с хозяином автомобиля не только о цели аренды, дальности и сроках поездки, но и о цене. Торг не просто уместен, а, в отличие от каршеринга и традиционного проката, входит в условия «народной игры». В результате самая дешевая стоимость аренды составляет на сегодняшний день 350 рублей в сутки. Как подчеркивают в RentRide, люди сами управляют рынком, из-за чего стоимость аренды, к примеру в Москве, за три года работы сервиса снизились на 25–30% в зависимости от класса автомобилей.

Аренда одного из распространенных в «народном каршеринге» Mitsubishi Lancer стоит в среднем 1300 рублей в сутки, он способен приносить в месяц до 30 тысяч рублей — и это с учетом того, что и хозяин, когда ему нужно, не останется «без колес». В год это уже 360 тысяч рублей, что сравнимо со стоимостью самого автомобиля. В качестве примера нестандартного расчета можно привести маслкары, которые при стоимости около 1,5 млн рублей сдаются в аренду за 10–15 тысяч рублей в сутки. Но спрос на них невелик. Некоторые пользователи сервиса сдают в аренду одновременно до четырех автомобилей, что можно считать уже малым бизнесом. Сумма самого большого чека, зафиксированного на площадке, составила 1,3 млн рублей. Это была аренда на долгий срок седана представительского класса.

«Для минимизации рисков предусмотрено несколько уровней безопасности, которые могут выбираться участниками сделки, — отмечает Александр Ладыгин. — Например, арендатор гарантирует свою добропорядочность тем, что не препятствует списанию денег со своей банковской карты в случае доказанного причинения ущерба автомобилю или для уплаты штрафа, виновником наложения которого стал именно он. Для этого заключается типовой договор, согласно которому арендатор несет за машину и свои действия полную ответственность, как если бы это был его автомобиль».