Aston Martin заявила о возвращении в Формулу 1
Aston Martin известен всему миру благодаря успехам в спортивных автогонках. Еще в 1959 году первое место в Ле-Мане и третья подряд победа в «1000 км Нюрбургринга» принесли команде звание чемпиона мира в состязаниях спорткаров. Выиграв в этом году «24 часа Ле-Мана», Aston Martin заслуженно получил награду автопроизводителей в чемпионате мира по гонкам на выносливость. Многочисленные победы в соревнованиях, одержанные в разных классах с 1931 года, закрепили за Aston Martin статус одного из лидеров автогонок.
Достижения Aston Martin в гонках «Гран-При», а позднее в «Формуле-1», менее известны широкой публике. Но они не менее важны и примечательны. Участие в самых высококлассных соревнованиях стало неотъемлемым элементом характера и духа Aston Martin со дня основания компании 107 лет назад.
Сейчас, когда спустя 60 лет британский производитель престижных автомобилей готовится к возвращению в «Формулу-1», давайте вспомним его достижения в главных соревнованиях спорткаров.
1920-е
Основатели компании Лайонел Мартин и Роберт Бэмфорд с первых дней мечтали о том, что Aston Martin окажется среди участников гонок «Гран-При».
Свое имя компания получила в честь победы Лайонела в гонке на холме Астон-Клинтон. Однако Мартин стремился выйти на новый уровень и считал, что большую известность его фирме принесут не локальные, а европейские соревнования.
В начале «ревущих двадцатых» мечта стала реальностью: Мартин познакомился с молодым гонщиком Луи Зборовски. Богатый сын польского графа и американской наследницы, Луи обладал неуемной жаждой скорости и желанием участвовать в автогонках. Состояние Зборовски по современным меркам исчислялось бы миллиардами. Он охотно помогал молодой компании деньгами и сам представлял Aston Martin на престижных соревнованиях.
План, разработанный им с Лайонелом Мартином, включал создание двух автомобилей для участия в гонке Isle of Man TT (Tourist Trophy) в 1922 году. Зборовски вложил в проект около 10 000 фунтов – целое состояние по тем временам! Граф профинансировал также создание нового 16-клапанного двухкамерного четырехцилиндрового двигателя.
Первый автомобиль Aston Martin, участвовавший в «Гран-При», оснастили этим двигателем. Его объем — 1486 см³, мощность — 55 л. с. при 4200 об/мин. Спорткар весил 750 кг, развивал максимальную скорость в 85 миль в час (136 км/ч) и имел два сидения. По правилам тех лет, каждый экипаж состоял из двух человек – водителя и механика. Задачей механика было поддерживать давление в топливном баке с помощью ручного насоса.
Сейчас трудно представить, но участники соревнований раньше сами пригоняли свои спорткары к местам гонок.
К 1922 году 16-клапанные двигатели уже разрабатывали — и довольно успешно — разные производители: Peugeot, Bugatti, A.L.F.A. Но у двигателя Aston Martin отдельная и более яркая история.
Близкий друг графа Зборовского, гонщик Клайв Галлоп познакомил его с инженером Peugeot Марселем Гремийоном. Талантливый французский инженер учился у самого Эрнеста Анри — гениального конструктора двигателей, который в то время работал над трехлитровым мотором для автокомпании Ballot.
Гремийон убедил Анри показать ему детали разработки. Инженер сделал это, но своеобразным способом: он разорвал чертеж двигателя надвое и отдал половину Гремийону. Тот, в свою очередь использовал то, что осталось от рисунка, при создании двигателя для Bamford & Martin.
Вот так благодаря половине чертежа Анри появился однокамерный 1.5-литровый 16-клапанный двигатель Aston Martin.
Дебют на «Гран-При»
К гонке Tourist Trophy, назначенной на 22 июня 1922 года, предполагалось закончить дваспорткара - TT1 и TT2 . Времени катастрофически не хватало, и было принято решение выпустить машины на трассу чуть позже — 15 июля в Страсбурге, на «Гран-При», в котором должны были участвовать автомобили с двухлитровым двигателем.
Aston Martin выставил два экипажа. Первым управлял Зборовски и механик Лен Мартин (однофамилец Лайонела). За рулем второго спорткара находился Клайв Галлоп с механиком Г. Дж. Бентли (однофамилец известного автоинженера).
Из-за спешки, в которой создавались двигатели, а также из-за недостаточной мощности моторов оба спорткара не смогли закончить гонку. Но несмотря на неудачный дебют, участие в престижных соревнованиях стало важным этапом для начинающей свой путь команды, обосновавшейся на Абиндон Роуд в Кенсингтоне.
Двигатели совершенствовались, и вскоре к Aston Martin пришли первые подиумы: в том же 1922-м году — второе место на «Гран-При» в Пенья-Рине. Спустя год команда повторила этот результат, а также заняла третье место на этапе «Гран-При» в Булони.
Внезапная гибель Луи Зборовски во время гонки в 1924 году стала огромной потерей для Aston Martin и не могла не сказаться на выступлениях команды. Несмотря на отдельные успехи, пройдет целых 20 лет до того, как Aston Martin вновь заявит о себе на «Гран-При».
1940-е
«Гран-При Бельгии» 1946 года, возможно, не входит в число топовых автосостязаний, но говоря о гоночных амбициях Aston Martin, его стоит упомянуть.
Вторая мировая сильно сказалась на спортивных автогонках. Если до войны технологии постоянно развивались, то в годы войны и некоторое время после нее производство вынужденно простаивало. Это привело к тому, что в первых послевоенных соревнованиях участвовали спорткары, которые никак нельзя было назвать новинками автопрома.
Довоенный проект Aston Martin — Speed Model 1936 года — был по-прежнему конкурентоспособным. Поэтому неудивительно, что именно это авто было заявлено на «Гран-При Бельгии». Гонка прошла 16 июня 1946 года, для нее временно оборудовали участок дороги Bois De La Cambre в Брюсселе.
За рулем спорткара находился один из самых колоритных персонажей в истории бренда – Сент-Джон Ретклифф Стюарт Хорсфолл, по прозвищу Джок.
Джок родился и вырос в благополучной многодетной семье — у него было пятеро братьев. Он рано увлекся автогонками, а свой первый Aston Martin приобрел в 1934 году, в возрасте 24 лет. Успешный биржевой маклер, Хорсфолл быстро стал своим в команде Aston Martin: помогал разрабатывать и тестировал автомобили.
В годы Второй мировой войны Хорсфолл работал водителем в MI5. В его обязанности входила оперативная доставка в пункты назначения офицеров, агентов разведки и захваченных в плен шпионов. Служба Джока примечательна тем, что, страдая астигматизмом и близорукостью, он отказывался носить очки. Хорсфолл имел доступ к планам расположения военно-морского флота, аэродромов и другой засекреченной информации. Главным его заданием стало участие в операции «Мясной фарш» по дезинформации Гитлера о месте высадки союзных войск в 1943 году.
Считается, что детальный план подобного обмана противника разработал еще в 1939 году контр-адмирал Джон Годфри. А помогал ему в этом коммандер-лейтенант Ян Флеминг, будущий автор романов о Джеймсе Бонде.
В послевоенном Гран-При Бельгии спорткар Джока первым достиг клетчатого флага, опередив таких конкурентов, как Frazer Nash, BMW и Alvis. Заметное достижение для «винтажной» машины!
Гоночный автомобиль весом около 800 кг был оснащен четырехцилиндровым двигателем с верхним распределительным валом. Объем двигателя — 1950 см3, мощность — 125 л.с. Открытая двухместная машина развивала скорость до 193 км/ч.
Но самым выдающимся достижением Джока стала, пожалуй, даже не эта победа. В 1949 году он участвовал в 24-часовой гонке в городе Спа. Несмотря на то, что в заявке значился штурман Пол Фрер, Хорсфолл решил вести машину в одиночку. За рулем Aston Martin Speed Model Джок финишировал вторым в своем классе и четвертым в общем зачете.
К сожалению, спустя четыре недели после этого достижения, Джок Хорсфолл погиб в гонке 1949 BRDC Trophy на трассе Сильверстоун в Великобритании. В память о нем, в благодарность за его преданность и вклад в развитие компании клуб владельцев Aston Martin ежегодно проводит гонку St. John Horsfall Memorial Trophy.
1950-е
В 1947 году владельцем Aston Martin стал сэр Дэвид Браун, в том же году он приобрел автомобильную фирму Lagonda. Под умелым руководством Брауна объединенная компания быстро развивалась, выпуская востребованные спортивные автомобили. 50-е годы прошлого столетия ознаменовали начало нового этапа жизни Aston Martin.
Сэр Дэвид Браун понимал важность участия бренда в спортивных соревнованиях. Поэтому в 1955-м он разработал смелый план создания автомобилей, которые составили бы конкуренцию лидерам и на чемпионате мира по гонкам на спорткарах, и на сравнительно новой гонке «Формула-1».
В исторических документах часто упоминаются громкие победы Aston Martin DBR1 и DB3S в гонке «24 часа Ле-Мана». Однако нельзя обойти стороной еще одно детище Брауна — модель DP155, ставшую прототипом для спорткаров, участвовавших в «Гран-При» в 1950-х. Помимо этого, Браун работал над новым двигателем и новым дизайном, который позже получит название Aston Martin DB4.
Одновременно с этим велась работа над Aston Martin DBR4. Эта гоночная модель была протестирована в 1957 году, а в мае 1959-го дебютировала на Международном турнире BRDC в Сильверстоуне, который проходил по правилам «Формулы-1».
За рулем болида был Рой Сальвадори, выигравший до этого «24 часа Ле-Мана». Он пришел к финишу вторым, уступив несколько секунд Джеку Брэбему на Cooper-Climax T51. Оснащенный 6-цилиндровым двигателем RB 250 объемом 2493 см3, одноместный спорткар DBR4 обладал мощностью 256 л.с., а весил всего 575 кг.
Но даже несмотря на то, что машиной управляли легендарные гонщики той эпохи, среди которых были Рой Сальвадори и Кэролл Шелби, переднемоторный DBR4 не мог конкурировать со среднемоторными автомобилями. Повторить достижения в гонках своего предшественника, DBR1, не получилось. Поэтому в 1960 году, после неудачного старта модели DBR5, Aston Martin отказался от участия в гонках одноместных автомобилей «Формулы-1».
2010-е
И вот, после полувекового перерыва Aston Martin возвращается в паддоки «Формулы-1». Компания стала титульным спонсором и техническим партнером Red Bull Racing — результатом этой коллаборации стало создание гиперкара Aston Martin Valkyrie, производство которого запланировано на 2021 год.
В 2021-м бренд планирует вернуться в сетку «Формулы-1» с командой Aston Martin F1TM и воплотить мечту основателей Лайонела Мартина и Роберта Бэмфорда.
По словам исполнительного директора компании Лоуренса Стролла, возвращение Aston Martin в «Формулу-1» — важнейшее событие для всех, кто связан с этим великим британским брендом. «Сетка «Формулы-1» — самое правильное место для Aston Martin. Я уверен, что следующая глава нашей гоночной истории будет невероятно захватывающей и для поклонников бренда, и болельщиков «Формулы-1» по всему миру».