Следи за скоростью
16+

Как эволюционировали президентские лимузины в США

Буквально несколько дней назад прошла инаугурация нового американского президента Джо Байдена. К этому событию редакция издания speedme.ru решила приурочить рейтинг, в котором перечислены все автомобили глав США.
Автор: Никита Новиков, редактор

Первый официальный президентский государственный автомобиль был использован Франклином Д. Рузвельтом в 1939 году и имел двустороннюю радиосвязь как одну из своих защитных функций. Перенесемся в сегодняшний день, где главу государства перевозят на автомобиле, получившем название Beast («Зверь»), который может выдержать попадание астероида (как считают многие).

Первым официальным президентским государственным автомобилем стал Lincoln K Sunshine Special. Он использовался Франклином Д. Рузвельтом, 32-м президентом Соединенных Штатов, и находился на вооружении администрации президента в течение трех лет до 1942 года. Это был также первый президентский автомобиль, модифицированный в соответствии с рекомендациями Секретной службы. Он был оснащен двусторонней радиосвязью, а также широкими подножками и ручками, чтобы агенты секретной службы могли в случае необходимости прыгнуть на машину и проехать на ней.

Однако все изменилось в 1941 году после нападения на Перл-Харбор во время Второй мировой войны. Внезапно к защите президента отнеслись намного серьезнее, и в машину были внесены изменения в соответствии с реалиями. К машине добавили бронированные двери и пуленепробиваемые шины. Также были добавлены отсеки для оружия по бокам каждой двери.

Вторым президентским автомобилем был Lincoln Custom 1942 года выпуска, он был первым, построенным во время Второй мировой войны. В связи с этим потребовалась максимальная защита президентов Франклина Д. Рузвельта и Гарри Трумэна. Это был первый президентский автомобиль с броней, которая добавила дополнительные 3200 кг к первоначальному весу автомобиля.

Чтобы компенсировать лишний вес, автомобиль был оснащен усилителем тормозов Bendix Aviation, который помогал ощутимо замедлить скорость. Автомобиль также был оснащен «генератором», который, если в этом возникнет необходимость, будет поставлять электроэнергию в течение длительного времени.

Легенда гласит, что во время президентской гонки 1948 года General Motors не давала использовать свои машины, и из-за этого Трумэн очень злился. Когда ему предстояло выбрать автопроизводителя для создания нового автомобиля, он предпочел Lincoln от Ford из-за этого.

В это время доработка президентских автомобилей становилась все более обычным явлением, и одним из наиболее любопытных изменений было добавление в машину дополнительного пространства над головой, чтобы в ней можно было сидеть в высоких шляпах — популярном и модном аксессуаре того времени. Более практичной модификацией для защиты президента от нападения был бронированный кузов.

В период с 1961 по 1972 годы использовались четыре варианта Lincoln Continental. Последняя модель 1972 года была затем обновлена, так как эксплуатировалась до 1980-х годов. Это был последний президентский кабриолет. После убийства президента Кеннеди в 1963 году больше никто из первых лиц государства не рисковал передвигаться в кабриолетах.

Первый Cadillac в президентском гараже — модель Fleetwood, на которой не ездил никто, кроме президента Рональда Рейгана. Автомобиль имел в своем оснащении толстый бронированный кузов, усиленные тормоза, замедляющие тяжелую машину, а также большие колеса и шины. К этому времени президентские автомобили больше не использовались вне служебных обязанностей из соображений безопасности.

Буш-старший отдал предпочтение машине марки Lincoln, чего больше не делал никто из президентов. Броня на машине оказалась настолько прочной и тяжелой, что потребовалась значительная доработка двигателя, коробки и тормозной системы. Отметим, что это был одним из самых секретных автомобилей президентов США, поскольку найти информацию о нем крайне сложно.

За время пребывания Билла Клинтона на посту президента обновленный лимузин Cadillac Fleetwood был впервые использован в качестве главного автомобиля лидера государства. В автомобиле намеренно не был установлен люк на крыше или подножки, чтобы минимизировать угрозы со стороны внешнего мира. Сообщается, что под капотом у него разместился 7,4-литровый V8 от пикапа Chevrolet, благодаря чему максимальная скорость составляла 230 км/ч.

CNN однажды взял интервью у бывшего агента секретной службы по имени Джо Фанк, который был водителем президентской машины некоторое время, когда Билл Клинтон находился у власти. Во время интервью он описал внутреннее устройство машины, заявив, что, хотя президент по сути полностью отрезан от внешнего мира из-за пуленепробиваемости машины, ему были доступны всевозможные системы связи. В 1993 году считалось чрезвычайно высокотехнологичным доступ к телефону, Интернету и «спутниковой связи» в автомобиле.

DeVille Буша-младшего только выглядел как DeVille. Это первый опыт создания президентского автомобиля с нуля, по индивидуальному заказу. Например, рама ему досталась от внедорожника. Сообщается, что это был самый технологичный автомобиль в мире, в котором появилась даже система ночного видения. Также ходили слухи, что в машине был запас крови на случай чрезвычайных ситуаций.

После террористических атак 11 сентября у президента Буша появился лимузин повышенной прочности. И снова он был построен с нуля на базе сверхмощного шасси, хотя внешне напоминал седан DTS. Его 13-сантиметровая броня, не боящиеся проколов шины и неоткрывающиеся окна защищали президента как никого до него. Это был, кстати, самый быстрый из президентских лимузинов, способный разгоняться до 240 км/ч.

Лимузин президента Обамы был не таким быстрым, как автомобиль Буша. Из-за большой массы он мог ездить максимум со скоростью 97 км/ч. Но это был самый продвинутый и безопасный президентский лимузин того времени. Он мог извергать слезоточивый газ, имел средства защиты от химических атак и даже хранилище с кровью для переливания на случай, если дела пойдут совсем плохо.

А вот и исключение из списка. Автобус не носил звания президентского лимузина, но входил в состав кортежа и служил подвижным центром управления, которым пользовался президент. Он бронирован, автономен и позволяет управлять страной в дороге. Автобус оснащен множеством функций безопасности, включая кислородные баллоны для защиты от химических атак, дополнительный запас крови президента и систему подавления огня противником. По данным Business Insider, он используется в основном для транспортировки в более отдаленные районы, например, во время автобусной кампании Обамы через Огайо и Пенсильванию в 2012 году.

Уже бывший президент США Дональд Трамп передвигался на лимузине Cadillac по прозвищу Beast (Зверь). Подобный автомобиль использовал ещё Барак Обама, но для Трампа машина была выполнена по спецзаказу в 2018 году. Разумеется, автомобиль имеет серьёзную бронезащиту, запас крови на случай ранения президента, сейф с оружием для охранников, специальные покрышки Goodyear, позволяющие автомобилю двигаться в любых условиях, а также защитные средства в виде слезоточивого газа и дверных ручек, к которым подведено напряжение. Ориентировочная стоимость такого лимузина составляет 1,5 миллиона долларов. А у простых граждан США самым популярным вариантом является пикап Ford F-150. Только за 2019 год в стране было куплено без малого 900 000 таких автомобилей. Базовая версия оснащается 3,3-литровым бензиновым мотором на 290 л.с. и обходится американцам в 30 635 долларов, это в 48 раз дешевле Cadillac Beast.

Оказывается, с поправкой на инфляцию Lincoln Continental SS-100-X президента Кеннеди был самым дорогим из всех президентских автомобилей. Генри Форд заявлял, что стандартный Lincoln Continental стоил бы 7 347 долларов. Однако из-за модификации автомобиля Кеннеди фактическая стоимость в 1961 году составляла почти 200 000 долларов. С поправкой на инфляцию, сегодня эта сумма составила бы цифру в 1 741 000 долларов. Следующим по дороговизне стал Cadillac Fleetwood Клинтона за 1 554 795 долларов, а замыкает тройку самых дорогих лимузинов президентов США «Зверь» Трампа.