Следи за скоростью
16+

С 1 марта 2021 года в России при покупке полиса ОСАГО техосмотр может не понадобиться

Страховщики предлагают разрешить продажи полисов ОСАГО без предъявления диагностических карт.
Автор: Алексей Кривоносов, редактор

За месяц до вступления в силу новых правил техосмотра встал вопрос в его необходимости. Российский союз автостраховщиков (РСА) предложил временно «отвязать» полисы ОСАГО от техосмотра. Ранее, напомним, для получения полиса в базу данных нужно было внести номер диагностической карты транспортного средства (ТС).

Из более 5 тысяч операторов техосмотра половина не ответила на опрос РСА о готовности работать по новым правилам. Поэтому возникли опасения, что количества положительно ответивших операторов не хватит на всех автовладельцев. В результате возникнут очереди на техосмотр, диагностическая карта станет дефицитом, автомобилисты не смогут приобрести полис ОСАГО и, как следствие, потеряют право пользоваться своими ТС.

Обеспокоившись складывающейся ситуацией, РСА разослал обращения к губернаторам с просьбой проверить обеспеченность регионов пунктами техосмотра. Ответов до сих пор не последовало. Прогнозируя затруднения для водителей с прохождением ТО при нехватке операторов, автостраховщики обратились к Центробанку с предложением поддержать их инициативу по поводу «полной отвязки диагностических карт от полисов „автогражданки“ при оформлении договора ОСАГО, чтобы избежать возможной дестабилизации своего сегмента».

«Регулятор разделяет нашу озабоченность в связи с подготовкой к вступлению в силу закона, но пока конкретных решений не принималось», — сказал президент РСА Игорь Юргенс.

Стоит отметить, что аналогичная «отвязка» диагностических карт от полисов уже вводилась в 2020 году в связи с пандемией. Новая «отвязка», по мнению экспертов, грозит тем, что автовладельцы попросту не будут проходить ТО, поскольку на дороге наличие карты проверяется только у коммерческого транспорта, а штраф за ее отсутствие вступят в силу только с 1 марта 2022 года. В итоге переоборудованные пункты ТО останутся без клиентов и заработка. Работать будут только операторы техосмотра автобусов, поскольку такое ТО с 1 марта будет проводиться с участием ГИБДД.

Таким образом, целая отрасль может исчезнуть, и нет гарантий, что она возродится спустя год, потому что проблемы останутся, а желающих их решать за свой счет не появится. Пока «отвязка» техосмотра от полиса находится под вопросом. Понимание, хватит ли пунктов ТО, появится, только когда заработает новая система. В субъектах проводятся совещания ГИБДД с операторами.

Впрочем, некоторые эксперты полагают, что техосмотр легковых автомобилей частных владельцев и вовсе не требуется и предлагают сделать процедуру добровольной или дать возможность станциям техобслуживания выдавать диагностические карты, а риски по ДТП из-за неисправности перенести в страховой тариф. Более того, новые машины обслуживаются у дилеров, большинство автомобилистов следят за состоянием своих ТС и регулярно проводят диагностику.

Другие полагают, что отказываться от техосмотра нельзя, поскольку дилеры могут экономить на материалах, и за ними должен быть контроль. А пока идут споры вокруг реформы техосмотра, автовладельцы уже закупают диагностические карты по старым правилам, чтобы на год «оттянуть» визит на станцию техосмотра и пройти процедуру по новым правилам.