Следи за скоростью
16+

Британский бренд Rolls-Royce объявил о запуске нового подразделения

Коучбилдинг — это наука и искусство создания уникальных кузовов на базе серийного шасси. Истоки этого метода уходят к самой заре автомобилестроения. Со временем такой подход практически полностью вытеснило массовое производство, однако благодаря традициям Rolls-Royce коучбилдинг не только существует, но и постепенно возрождается в его современном прочтении.
Автор: Никита Новиков, редактор

Опираясь на более чем вековой опыт и беспрецедентные возможности подразделения Bespoke, марка определила новый вектор индивидуального кузовостроения. Клиенты Rolls-Royce, давно привыкшие персонифицировать каждый штрих экстерьеров и салонов своих автомобилей, всё чаще ищут возможности выйти за рамки потенциала Bespoke и задать автомобилю новую физическую форму.

В преддверии официального заявления, которое будет сделано в ближайшее время, мы приглашаем представителей средств массовой информации вспомнить о богатом наследии марки в области коучбилдинга.

Когда Чарльз Роллс и Генри Ройс впервые встретились в 1904 году, в Великобритании было зарегистрировано всего около 8000 легковых автомобилей, что было очень мало сравнению с примерно полумиллионом конных повозок. Тем не менее за 20 лет экипажи, которые свыше века были полновластными хозяевами дорог, практически полностью исчезли.

В те далёкие времена производители автомобилей, как правило, занимались лишь изготовлением механических компонентов: шасси отправлялось специалистам по производству кузовов в соответствии с заказом клиента. Одни из таких производителей просто переключались с изготовления конных повозок на работу с автомобильными кузовами, другие же начинали видеть в автомобильном кузовостроении потенциально новую нишу.

Вскоре стало очевидным, что материалы и методы, идеально подходящие для скоростей, которые развивали конные экипажи, решительно не соответствуют динамике в 30 или 40 миль в час, которую обеспечивал автомобиль. Таким образом, искусство постройки кузовов требовало более обстоятельной проработки с технической точки зрения.

В начале 20-х годов прошлого века производители автомобилей для массового рынка стали постепенно переносить изготовление кузовов под крыло своих фабрик, чтобы инженеры могли проанализировать и проработать новые аспекты, связанные с эксплуатацией, — например, вибрацию и прочность кузова на скручивание.

При этом производители роскошных автомобилей, такие как Rolls-Royce, продолжали ещё несколько десятилетий пользоваться услугами сторонних мастеров по производству автомобильных кузовов. По заказу клиентов марки шасси доставлялось выбранной ранее мастерской для проектировки и постройки кузова согласно предъявленным требованиям, что, по сути, аналогично заказу костюма у портного из знаменитого ателье на Сэвил Роу (Savile Row) или вечернего платья у парижского кутюрье.

По существу традиционный формат кузовостроения сохранялся до тех пор, пока отдельное шасси не было вытеснено несущим кузовом с подрамниками для механических компонентов. Данный процесс свёл на нет почти все возможности по адаптации дизайна кузовов под нужды заказчика. В случае с Rolls-Royce этот переход произошёл в октябре 1965 года, когда на смену Silver Cloud пришла модель Silver Shadow.

Однако вопреки распространённому мнению на этом коучбилдинг в Rolls-Royce не прекратил своё существование. Так, модель Phantom VI, построенная на отдельном шасси, продолжала производиться, пусть и в небольших количествах, аж до 1993 года. Кузова для автомобилей поставляла дочерняя компания Rolls-Royce H J Mulliner, Park Ward Ltd.

Несмотря на то, что теоретически автомобиль Rolls-Royce по желанию заказчика мог иметь любую форму кузова, на практике возникал ряд ограничений. В моделях Rolls-Royce отцами-основателями был изначально заложен ряд неоспоримых и непоколебимых принципов. Настаивая на фиксированных размерах ряда элементов, создатели могли быть уверены в том, что так сохранятся основные пропорции кузова, визуально идентифицирующие автомобиль как настоящий Rolls-Royce.

Данное кредо пропорций обозначено в принципах дизайна марки и по сей день, а подтверждением правилу может служить целый спектр новых моделей с характерными отличительными особенностями кузовов: Phantom, Ghost, Wraith, Dawn и Cullinan.

Таким образом, для заказчиков и дизайнеров коучбилдинг предоставляет значительную творческую свободу в рамках основных проектных параметров. Ещё один неизменный принцип, символизирующий подлинность Rolls-Royce, узнаваемый и достойный нести гордое имя марки, — это возвышающаяся над решёткой радиатора статуэтка «Дух экстаза».

Bespoke — это сердце Rolls-Royce. Индивидуализация играет одну из ведущих ролей с момента начала производства автомобилей Rolls-Royce в Гудвуде в 2003 году. Работа подразделения оказалась феноменально успешной, что подтверждает растущее из года в год число заказов.

В первом квартале 2021 года марка Rolls-Royce достигла новой вехи — абсолютно каждый автомобиль Rolls-Royce был изготовлен с элементами индивидуализации от Bespoke. Уникальное видение и возможности Bespoke Collective делают Rolls-Royce подлинной роскошной маркой, а не только автопроизводителем.

Клиенты всегда могли персонализировать внешний вид своих автомобилей великим множеством различных способов, начиная с выбора одного из 44 000 оттенков краски. Тем не менее исторически свобода действий и полёт фантазии ограничивались очертаниями кузова модели. В наши дни полностью построенные на заказ автомобили остаются огромной редкостью. По этой причине фурор, вызванный появлением Sweptail, во многом продиктован уникальностью самого события.

Современный Phantom знаменует собой радикальные перемены — это первый автомобиль марки, построенный на собственной полностью алюминиевой пространственной архитектуре, изначально спроектированной для масштабирования под любые модели Rolls-Royce.

Такой гибкий подход открывает огромные возможности для коучбилдинга. Отходя от привычной современной конструкции кузова и в некоторой степени возвращаясь назад к истокам — постройке автомобиля вокруг шасси, Rolls-Royce вновь обретает свободу в создании практически любой формы кузова, которую могут пожелать заказчики, ограничиваясь лишь фундаментальными конструктивными и инженерными требованиями.

Всё это означает, что и марка Rolls-Royce, и её клиенты теперь имеют возможность смотреть дальше и шире перспектив персонализации, которые предлагает подразделение Bespoke. У нас появляется возможность построить на заказ с нуля автомобиль, который полностью раскрывает характер заказчика и идеально соответствует его образу жизни, когда его инвестиции в роскошь, начиная от недвижимости, предметов одежды и украшений до произведений искусства, яхт и частных самолётов, — всё носит индивидуальный, персонифицированный и уникальный характер.

В связи с запуском нового подразделения в компании решили вспомнить самые выдающиеся модели, построенные по принципу Коусбилдинга:

40/50HP Phantom I Brougham De Ville (1926)

Известные кузовостроители внутреннему убранству уделяли столько же внимания, сколько и внешнему виду создаваемых ими автомобилей. Одним из таких особенных элементов выступали циферблаты приборной панели, которые часто становились сами по себе миниатюрными произведениями искусства.

В 1926 году 40/50HP Phantom I Brougham De Ville, известный также как The Phantom Of Love, («Призрак любви»), был построен мастерской Charles Clark & Son Ltd of Wolverhampton по заказу живущего в Лондоне американского бизнесмена французского происхождения Кларенса Уоррена Гаска в качестве подарка для его жены Мод.

По заказу Гаска салон в стиле рококо должен был воссоздавать интерьеры Версальского дворца с полированным шпоном сатинового дерева, гобеленами мануфактуры «Обюссон» и расписным потолком, вдохновлённым креслом Марии Антуанетты. Салон также был дополнен роскошными французскими часами Ormolu, расположенными на перегородке между передней и задней частями кабины, — уникальный элемент, символизирующий вершину искусства изготовления измерительных приборов.

17EX (1928)

К 1925 году Генри Ройс стал обеспокоен тем фактом, что вес и размер некоторых кузовов, устанавливаемых на его шасси, влияли на характеристики автомобилей. Это сподвигло его построить экспериментальную модель Phantom с открытым, лёгким и очень обтекаемым кузовом. Получивший название 10EX, он стал основоположником целой серии автомобилей, которые открывали принципиально новые возможности в части преодоления сопротивления воздуха, ознаменовав собой гигантский скачок вперёд в области автомобильного дизайна.

Постройка пятого в серии 17EX завершилась в январе 1928 года. Модель была способна развивать скорость свыше 90 миль в час. Ройс настаивал, что даже экспериментальные автомобили должны выглядеть так же элегантно, как и все остальные Rolls-Royce, поэтому 17EX был окрашен в синий цвет в соответствии со строгими стандартами марки.

Phantom II Continental Drophead Coupé (1934)

Этот Phantom II Continental Drophead Coupé 1934 года, спроектированный А.Ф. МакНилом и построенный в Лондоне компанией Gurney Nutting & Co, считается одним из самых экзотичных и прекрасно сбалансированных примеров кузовной работы в стиле «Boat Tail». Стремительные изгибы задней части кузова, образованные колёсной аркой, заостряются кверху, переходя на полированные элементы.

Выдержавший испытание временем дизайн до сих пор остается эталоном спортивной элегантности. Историческая справка: протеже и преемник МакНила Джон Блатчли спроектировал две самые успешные модели Rolls-Royce 1950-х, 60-х и 70-х годов: Silver Cloud и Silver Shadow.

Phantom VI Limousine (1972)

Модель Phantom VI стала последним Rolls-Royce, построенным на отдельном шасси. Этот автомобиль был разработан и построен компанией H.J. Mulliner, Park Ward Ltd, на тот момент полностью принадлежащей Rolls-Royce. Как и в случае с современными автомобилями серии Bespoke Collection, в его основе лежала серийная модель, дооснащённая по желанию заказчика множеством дополнительных элементов и функций.

Помимо вазы для цветов, современной музыкальной и телевизионный системы, а также холодильника для вина и продуктов, Phantom был оборудован столиками для пикника из орехового дерева. Будучи извлечёнными из багажника, они крепились к боковой части капота поверх передних крыльев для трапез на свежем воздухе, при этом водитель и пассажир могли с комфортом расположиться на мягких табуретах круглой формы, которые фиксировались на клыки переднего бампера.

Sweptail (2017)

В 2013 году компания Rolls-Royce получила заказ на постройку двухместного купе с огромной панорамной крышей, кузов которого должен был быть вдохновлен моделями золотой эры Rolls-Royce — 1920-х и 1930-х годов.

Это был первый Rolls-Royce современной эпохи, построенный полностью на заказ. Его отличительная особенность — пулевидная форма крыши, сужающаяся по направлению к корме. Кузов автомобиля своей гладкостью форм напоминает корпус скоростной яхты. Изящно оформленная задняя часть с характерной пышной юбкой в нижней части создаёт стреловидную форму, которая и дала название модели.

Благодаря чистейшим линиям и современному минималистичному интерьеру Sweptail произвёл фурор после своего дебюта в 2017 году. Сегодня автомобиль по праву считается образцом современной классики и величайшим двухместным турером.