Следи за скоростью
16+

Так ли уж экологичны электромобили?

Последние пару лет в мировом автопроме наблюдается повальный переход от производства машин с двигателями внутреннего сгорания к сборке электрических моделей.
Автор: Дмитрий Новиков, редактор

После скандала, известного автомобильному миру, как «дизельгейт» экологи всего мира в буквальном смысле слова ополчились на мировой автопром. Голос экоактивистов всё чаще и громче стал звучать на заседаниях различных политических организаций, что и привело к постепенному переформатированию производства автомобилей. Но спасут ли электромобили нашу планету — в этом вопросе стоит разобраться детальнее, чем вы думаете.

Разумеется, сам по себе электродвигатель не выбрасывает в атмосферу ничего от слова «совсем». Однако, если углубиться в детали, то и современный автомобиль с «задушенным» двигателем внутреннего сгорания, скажем, стандарта Евро-6, выбрасывает в атмосферу минимальное количество соединений азота и углерода. В то же время, и электромобили и машины с ДВС используют покрышки, которые стираются при разгоне, прохождении поворотов и на торможении, а это само по себе — выброс твёрдых и не очень полезных для природы частиц. Примерно то же самое происходит и с тормозными колодками. При этом у электрокаров есть ещё проблема с утилизацией отработанных батарей и во вредном производстве самих аккумуляторов, но это действительно отдельная тема для разговора.

В этот раз речь пойдёт о другом — об источниках энергии. Согласно данным, собранным европейской консалтинговой компанией Radiant Energy Group, электрокары в Польше или Косово косвенно наносят окружающей среде больший вред, чем развитой автопарк этих стран. Всё дело в том, что энергосистемы этих восточно-европейских стран сильно зависимы от угля и других ископаемых источников энергии. Иными словами, для получения электричества, которым заряжаются электрокары, необходимо сжечь огромное количество, скажем, угля, результаты горения которого будут выброшены в атмосферу.

При этом такие страны, как Швейцария, Норвегия, Франция, Швеция и Австрия используют ископаемое топливо только в некоторых случаях. Таким образом, 100% энергии, например, Швейцарии добывается при помощи атомных электростанций или энергии ветра или солнца. В то же время Кипр, Сербия, Эстония, Нидерланды и вышеупомянутые Польша с Косово практически не пользуются альтернативными источниками энергии. Даже Германия — лидер по производству автомобилей получает энергию из возобновляемых источников только на 55%.

Стоит отметить, что во всех вышеперечисленных случаях только атомная энергия является полностью экологичной. Приведём пример — энергию Солнца нельзя использовать круглые сутки по той причине, что ночью и в пасмурные дни оно не светит, а ветряки не могут работать без ветра. Собственно недавно именно такой небольшой энергетический кризис в Европе и случился — перестал дуть ветер. Накануне мирового саммита COP26, посвящённому проблемам экологии, было проведено исследование, которое показало то, как автомобильная промышленность сокращает выбросы от сжигания углеводородов, зависит от способов добычи электричества и его хранения. И здесь стоит отметить, что современные литий-ионные аккумуляторы способны хранить до 100% энергии только в первые четыре часа после полной зарядки. Таким образом, страны с большим количеством солнечных дней в году, всё равно не смогут обеспечить себя энергией на длительный срок.

В конечном итоге мы приходим к тому, что прежде чем массово вводить в эксплуатацию электромобили, странам всего мира необходимо основательно к этому подготовиться. Следует найти максимально экологичный источник энергии, решить проблемы с её хранением, если источники будут природными, а также проверить электросети во всех без исключения населённых пунктах. Представьте, что случится, если в одном городе одновременно во всех квартирах начнут заряжаться электромобили с мощностью зарядок в несколько десятков киловатт! Тем временем количество выбросов, создаваемых современными машинами с ДВС, выпущенными в последние 10 лет в Европе, упало на 25%.