Chrysler PT Cruiser: взлет и падение ретро-автомобиля
После успешного запуска модели Viper компания Chrysler попыталась возродить Plymouth — самостоятельное подразделение в составе Chrysler Corporation, существовавшее с 1928 по 2001 год, которое занималось производством легковых автомобилей и минивэнов. В отличие от суперкара V10, который ценился американцами за свою простоту, позволяющую модифицировать автомобиль как угодно его владельцу, имея лишь ограничение по времени и денежным средствам, на этот раз ему пришлось «сыграть на экономической стороне». Но он не мог продавать серийную версию CCV в США — это был слишком дешевый автомобиль, не говоря уже о том, что он вряд ли мог пройти краш-тест IIHS, если вообще мог.
Затем, в 1999 году, был представлен Pronto Cruizer (именно с буквой Z), разработанный Брайаном Несбиттом. Это был потрясающе выглядящий трехдверный хэтчбек с дизайном в стиле ретро. Его «расклешенные» арки, изогнутая крыша и поза «гепарда» от Plymouth Prowler заставляли людей оборачиваться. В то время производственная версия уже находилась в стадии расширенной разработки.
Chrysler построил автомобиль таким образом, чтобы он мог использоваться как фургон в соответствии с правилами NHTSA. Это помогало автопроизводителю получить более высокие оценки по соглашению CAFE, которое «похоронило» много отличных автомобилей, делая производство неэффективных автомобилей более дорогостоящим для автопроизводителей за счет введения штрафов. Таким образом, владельцы компаний покупали транспортное средство для перевозки людей, которое потребляет больше среднего количества бензина при нормальном использовании.
Но что случилось с концептом, когда он превратился в серийный вариант? В 2000 году Chrysler представил версию панельного фургона с двумя боковыми и одной задней дверью. Он выглядел настолько идентично серийной версии, что можно было держать пари, что она выйдет на рынок. Однако этого не произошло. В том же году PT Cruiser появился в пятидверной форме в качестве модели 2001 года.
Вначале дилеры подвергались нападкам со стороны покупателей. Рекомендуемая производителем розничная цена была ниже фактической продажной цены, поэтому никто не осмеливался попросить скидку. Тем не менее, это был настоящий первоначальный успех. Автомобиль получил различные награды, в том числе и награду «Автомобиль года» от MotorTrend. Но потом что-то случилось, и продажи резко упали.
Chrysler сделал машину новой версией Airflow 30-х годов. Линии PT Cruiser были вдохновлены более старыми автомобилями, но в современной интерпретации. У нее не было круглых фар или задних фонарей. Тем не менее, она сохранила расширенные колесные арки как спереди, так и сзади. Ее крыша была высокой, как и сиденья внутри. Многие люди преклонного возраста видели в ней машину своей юности и подписывали чеки на покупку PT Cruiser. Внезапно машина перестала быть такой интересной. В конце концов, кто бы хотел в свои 20 лет сидеть за рулем машины времен своей бабушки?
Так был ли этот PT Cruiser неудачным из-за своей конструкции? Возможно, но это только половина всей правды. Фактически, версия с пятидверным дизайном привлекла больше людей, чем предполагалось, так что с экономической точки зрения все было нормально. Но люди оглядывались на крутой дизайн Pronto Cruizer и не могли понять, в чем подвох. Глядя на концепцию рядом с конечным продуктом, в голове всплывала картинка с одной и той же татуировкой за 5 и за 100 долларов. И несмотря на то, что создание трехдверной версии PT Cruiser стоило недешево, Chrysler не выпустила ее.
Компания надеялась, что продажам поможет более мощная версия, и представила PT Cruiser GT, оснащенный четырехцилиндровым двигателем с турбонаддувом, позаимствованным у Dodge Neon SRT. Его 230 л.с. передавались на передние колеса через пятиступенчатую механическую коробку передач. Это была удивительная машина, спальный вагон заводской постройки. Но и это не сработало.
В чем ошибка Chrysler? Сначала дизайн был прекрасен, но не было трехдверного варианта. Другой проблемой был интерьер, который не оправдал ожиданий: ретро-дизайн, действительно, был довольно крутым, но плоские сиденья были просто ужасными. Просто попробуйте посидеть на них более часа, не говоря уже о плоском жестком заднем диване. Все, для чего они были созданы, это чтобы сделать богатыми мануальных терапевтов.
Chrysler потребовалось почти четыре года, чтобы представить кабриолет, который был намного лучше, а его дуги безопасности отлично подходили для перевозки досок для серфинга. Но это случилось в 2005 году, когда репутация автомобиля на рынке уже была под угрозой.
И последнее, но не менее важное: платформа была неправильной. Его задняя подвеска заставляла его сильно крениться и подпрыгивать на поворотах, и ее определенно не следовало устанавливать на легковой автомобиль 2000-х годов. Но если он считался фургоном, почему бы и нет, хотя в то время на рынке существовало множество фургонов с гораздо лучшей настройкой задней оси.
Chevrolet частично потерпел неудачу с Volt 2011 года из-за его высокой цены, невыполненных обещаний и вводящей в заблуждение силовой установки. Viper добился успеха благодаря мощному двигателю. Но PT Cruiser провалился практически по всем фронтам. Тем не менее, он оставался на рынке в течение десяти лет (и пережил альянс DaimlerChrysler) не потому, что это был отличный автомобиль. Он остался, потому что был дешевле, чем его аналоги, что особенно сыграло роль во время мирового финансового кризиса, поразившего автопроизводителей. Но как только экономика пришла в норму, производство модели было свернуто, и у производителя ни разу не возникло мысли ее заменить.