Следи за скоростью
16+

Топ-10 принципов безопасного вождения по льду и снегу

Вождение в зимнее время года может быть довольно рискованным. Издание speedme.ru дает полезные советы, которые обезопасят вас, когда дороги будут покрыты снегом или льдом.
Автор: Юлия Иванчик, редактор

Нередко в течение зимы из-за снега останавливаются многие основные магистрали не только потому, что асфальт утопает в грязи, но и потому, что многие люди просто не знают, как ездить по снегу. Если совместить дождь с отрицательными температурами, на зимних дорогах возникнет реальный риск обледенения. Поскольку такие ситуации случаются довольно редко, многие водители не имеют в них опыта, что может вызвать проблемы. Еще хуже, если местные власти оказались не готовы. Однако езда зимой — задача сложная, но не невыполнимая. Здесь мы кратко изложим основы вождения по снегу, льду и всему остальному, что зима может приготовить российскому водителю.

Само собой разумеется, что если вы едете по снегу, вам нужно быть более подготовленным, чем при ярком солнце — застрять при минусовой температуре на обочине дороги без пуховика и одеяла то еще «удовольствие». Не только это, но и по мере того, как увеличивается количество снега на земле, увеличивается вероятность того, что вы попадете в аварию, поэтому поездки на автомобиле лучше всего предпринимать только в случае крайней необходимости. Если ехать все же нужно, спланируйте поездку по основным дорогам, поскольку есть вероятность, что они уже будут расчищены и посыпаны песком.

Конечно, со снегом приходит лед, поэтому вам нужно будет ехать мягко, если вы хотите добиться прогресса, и не крутить колеса как в приступе безудержного гнева. При трогании с места на автомобиле с механической трансмиссией можно использовать вторую передачу для увеличения тяги. Резкое увеличение оборотов двигателя означает, что вы посылаете большую мощность на ведущие колеса, а использование более высокой передачи означает более низкие обороты, которые не так перегружают шины.

Когда вы двигаетесь, лучше всего сохранять темп, так как остановка может привести к застреванию. Но если действовать слишком быстро, можно легко потерять контроль. Сохраняйте очень большое расстояние между вами и впереди идущей машиной и смотрите как можно дальше вперед, чтобы подготовиться к снижению скорости, имея для этого достаточно места и времени.

Будьте готовы

Планируйте худшее. Убедитесь, что у вас есть теплая одежда, коврик, фонарик, лопата для снега и, возможно, немного еды на случай чрезвычайной ситуации. Кроме того, убедитесь, что ваш телефон полностью заряжен, прежде чем отправиться в путь, или даже зарядите дешевый мобильный телефон и на всякий случай положите его в перчаточный ящик. Также носите приличную обувь для вождения — ездить в зимних ботинках или резиновых сапогах — плохая идея, потому что педали нужно чувствовать под ногами. Настоятельно рекомендуем установить зимние шины до наступления холодов.

Замедляйтесь

Когда дороги скользкие, первое, что приходит в голову, — это снизить скорость. На обледенелой дороге сцепление с дорогой в 10 раз меньше, чем на мокрой, если вообще есть какое-либо тормозное сопротивление. Даже на очень низких скоростях существует риск заноса, особенно при торможении или резких поворотах руля. Вы должны «вводить данные» в замедленном темпе, избегая резких нажатий на педаль газа и тормоза и грубого рулевого управления. Если вы боретесь за сцепление с дорогой, не ускоряйтесь слишком сильно — пробуксовка колес только усугубит ситуацию. Попробуйте использовать вторую передачу, чтобы получить сцепление при трогании с места. Некоторые автоматические коробки передач предлагают зимний режим.

Тормозите плавно

При движении по заснеженным склонам сохраняйте низкую скорость на вершине холма. На спуске легче поддерживать постоянную скорость, чем сбавлять ее. Оставьте большой тормозной путь идущим впереди автомобилям — нажимайте педаль тормоза осторожно и избегайте срабатывания АБС, потому что система может с трудом справиться с этой задачей в гололед, старайтесь использовать торможение двигателем. Старые автомобили без АБС могут останавливаться раньше, благодаря частым резким нажатиям на педаль: заблокированные колеса вызовут эффект снегоочистителя, при котором снег накапливается перед ними и блокирует движение. Если у вас есть ESP, элемент контроля устойчивости поможет вам при скольжении. Но иногда он может затруднить движение в сильный снегопад, в таком случае его можно отключить.

Видеть и быть увиденным

Когда вы заводите машину, дайте ей достаточно времени прогреться и очистите окна и фары от снега и льда — невыполнение этого может быть расценено сотрудниками ДПС как нарушение правил дорожного движения. Если на крыше много снега, его тоже следует счистить, потому что, он падает во время движения, создавая опасность для других автомобилистов. Убедитесь, что стеклоочиститель не замерз, и дворники не прилипают к окнам. Когда вы едете, убедитесь, что ваши фары включены и их видят другие водители.

Планируйте наперед

Включите радио, чтобы слышать последние сообщения о дорожном движении и погоде, и попробуйте настроиться на местную станцию, которая будет иметь более конкретную информацию о вашей части страны. Условия могут быть не такими уж плохими, когда вы отправитесь в путь, но все же планируйте поездку заранее. Если у вас нет зимних шин, старайтесь избегать маршрутов с крутыми подъемами и придерживайтесь основных дорог.

Не паникуйте

Если автомобиль скользит, а передние колеса при этом развернуты поперек дороги, не нажимайте на педаль тормоза сильнее. Отпустите тормоз, выжмите сцепление и на мгновение выпрямите рулевое управление, чтобы шины восстановили сцепление с дорогой. Если заднюю часть автомобиля начинает заносить, держите руль в сторону заноса. Это освобождает колеса, чтобы они снова начали поворачиваться, а это единственный способ получить сцепление со скользкой дорогой. Всегда смотрите туда, куда вы хотите, чтобы машина ехала, потому что это поможет вам ехать в правильном направлении.

Будьте предусмотрительны

В условиях снегопада и гололедицы на остановку и поворот уходит больше времени, поэтому снизьте скорость и оставьте больше места до впереди идущей машины. Следите за машинами вокруг вас, поскольку они могут скользить или терять контроль. Заснеженные знаки и бордюры означают, что дорожной инфраструктуре следует уделять особое внимание.

Запишитесь на курсы

Ничто так не избавляет от страха перед зимним вождением, как испытание его в контролируемой среде с профессиональным педагогом. Курсы зимнего / экстремального вождения — это недешево, но очень весело, и позволит получить массу новых навыков.

Если застряли

Если вы застряли в снегу и вынуждены покинуть машину, постарайтесь отодвинуть ее как можно дальше от дороги, чтобы не блокировать дорогу водителям, которые могут продолжить движение. Если автомобиль начинает скользить обратно по склону, поверните руль до упора и включите ручной тормоз — это заблокирует задние колеса, а передние колеса образуют снежную гряду, как плуг, замедляя ваш спуск. Если вы застряли в снегу, положите старый коврик или мешок под ведущие колеса автомобиля и постарайтесь выехать медленно. Возможно, вам придется прорыть себе дорогу. Если это не поможет, и вы застряли в опасном месте, позвоните в службу спасения или в службу экстренной помощи.

Не переоценивайте свои шансы

Если вы едете на внедорожнике, чувство уверенности мгновенно захлестнет вас: с таким высоким, водительским положением и обещанием безопасности полного привода вы можете почувствовать себя непобедимым и готовым отправиться в ледяную погоду, не заботясь о мире. Однако это может быть ложным чувством безопасности. Чем бы вы ни управляли, не впадайте в транс только потому, что еще ничего плохого не произошло. Зимние дороги непредсказуемы.