Новое дополнение постоянной экспозиции музея Porsche
В последние несколько месяцев сотрудники музея активно занимались вводной частью экспозиции — так называемым прологом. Как только гости по длинному эскалатору с эффектным видом на библиотеку собственного архива компании поднимаются наверх, для них начинается увлекательное путешествие во времени. «Мы очень рады, что после более чем года изысканий, планировок и практической реализации можем представить нашим посетителям обновленный пролог. Мы установили много новых интерактивных точек соприкосновения. Наших гостей ждут более 20 разделов, три функциональные модели и многочисленные экспонаты, которые еще никогда не демонстрировались», — говорит Ахим Штейскал, директор музея Porsche и подразделения Porsche Heritage.
«Наш новый пролог показывает больше лиц, связанных с нашей историей, чем когда-либо раньше, и представляет нас с более человечной стороны. Мы рассказываем не только о Фердинанде и Ферри Порше, но и о командах, которые возглавляли эти два человека», — рассказывает Стейскал.
Самое первое, что посетитель видит, когда достигает последней ступени эскалатора, это старейший еще сохранившийся автомобиль, над которым работал в том числе и Фердинанд Порше: Egger-Lohner C.2 с 1898 года стоит на пьедестале почета и приветствует гостей как символ главной темы «Future-Heritage» («Наследие будущего»). Ведь история Porsche начинается с электромобиля. Фердинанд Порше пришел к электроприводу благодаря своему увлечению электричеством. В результате 123 года назад моторизированная карета Lohner с управляемой передней осью и электромотором в восьмиугольном корпусе («Oktagon») в задней части впервые прокатилась по улицам Вены. Так уже на заре своего становления современная история Porsche соединяет прошлое с настоящим — с помощью инновационных технологий.
Начало выставки предлагает гостям обзор предстоящих разделов. Благодаря новой концепции пролога посетители с самого начала получают более разносторонние впечатления. Аналого-цифровые инсталляции чередуются с образовательно-развлекательными элементами и расширенной интерактивностью: начиная от Фердинанда до Ферри Порше — с 1875 по 1949 год. С одной стороны гостей встречает территория основателя компании Фердинанда Порше с экспонатами Lohner Porsche «Semper Vivus» и пожарным автомобилем Austro Daimler «Motorspritze». Другая сторона вводной части посвящена производственной площадке Ферри Порше в австрийском городе Гмюнд в Каринтии. Там взрослые и юные посетители могут посмотреть, среди прочего, Typ 360 «Cisitalia», а также 356 «№ 1» Roadster 1948 года — первый спортивный автомобиль, получивший имя Porsche, и 356/2 Gmünd Coupé.
Первый экспонат выставки посвящен жизни и работе Фердинанда Порше в качестве наемного сотрудника. После участия в работе над двигателем электромобиля он разработал конструкцию мотор-колеса, вслед за которой затем последовал первый в мире функциональный гибридный автомобиль. «Одной из важных вех в истории является гибридизация и тот факт, что Фердинанд Порше начинал с электромоторов, а не с двигателей внутреннего сгорания. Мотор-колесо — выдающийся экспонат. Его инновационность заключалась в том, чтобы сделать двигатель управляемым», — отмечает куратор Айрис Хакер. «Lohner-Porsche» вызвал сенсацию на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Созданный Фердинандом Порше в том же году «Semper Vivus», первый в мире гибридный автомобиль, стал настоящим техническим прорывом. В этой модели два генератора, соединенные с бензиновыми двигателями, образуют зарядный блок, который снабжает электричеством аккумуляторные батареи и тем самым электромоторы в ступицах колес.
«Пролог раскрывает предысторию марки Porsche и отвечает на вопросы: Почему штаб-квартира компании находится в Штутгарте? Откуда возникла связь между серийными автомобилями и автоспортом? Как связаны между собой семьи Порше и Пиех? Кто этот почетный доктор технических наук в сегодняшнем названии компании Porsche»? — говорит Франк Юнг, руководитель архива компании Porsche. Одним из его любимых экспонатов является цифровой семейный альбом. В нем представлены личные фотографии юного Ферри Порше, например, его первые попытки вождения небольшого самодельного автомобиля в 1912 году. Посетители могут просматривать альбом на сенсорном экране. «Еще одна важная часть истории компании — это создание конструкторского бюро в 1931 году, о котором повествует экспозиция на конструкционном столе», — рассказывает о главных истоках компании и сегодняшней марки Porsche Франк Юнг. Он представляет различные темы и разработки, некоторые из которых идут параллельно.
«Мы можем видеть не только Фердинанда и Ферри Порше, но и всю команду», — продолжает он. С 1931 года Фердинанд Порше использовал свои связи, чтобы привлечь в качестве сотрудников и акционеров бывших коллег, таких как Адольф Розенбергер, и заинтересовать их своими идеями. По окончании войны команда отца помогла также и его сыну Ферри реализовать свое собственное видение спортивного автомобиля. В новом разделе «Конструкторского бюро» посетителей музея ожидают восемь небольших экспонатов, таких как первая книга заказов, цифровая и интерактивная чертежная доска, торсионная подвеска и винт-движитель автомобиля-амфибии. На конструкционном столе в технически наглядном виде представлено много разработок раннего периода, как оригинальные экспонаты, так и функциональные модели. Там же подробно проиллюстрирована и разработка «народного автомобиля» (Volkswagen) — первоначально Porsche Typ 60. Осмысление истории техники визуализирует принцип действия четырехтактного оппозитного двигателя. «Двигатель в разрезе, безусловно, является одним из наших наиболее зрелищных интерактивных моментов», — подчеркивает Айрис Хакер.
Для сотрудников музея Porsche очень важно, чтобы посетители лучше понимали, что происходило до 1948 года. Хотя 1948 год и считается годом основания марки Porsche, история предприятия уходит своими корнями в более глубокое прошлое. В новом «прологе» подробно рассказывается о временах национал-социализма и второй мировой войны. На подробной диаграмме представлена сложная политическая ситуация, в которой работали люди и предприятие в целом. Рядом с разделом, посвященным Volkswagen и его военным моделям, гости получают также информацию о танках, включая танк Maus («Мышь»), разработанный Porsche под обозначением 205. Для предприятия особенно важно, что здесь уделено большое внимание людям, которые в 1940-е годы были заняты в Штутгарте на принудительных работах. Среди личных документов, свидетельствующих о том времени, находятся рабочая карточка и пропуск француза Жана Каста. Эти экспонаты позволяют музею Porsche рассказать историю этого француза, который работал на заводе.
Четвертая, последняя часть экспозиции посвящена новой истории, начало которой было положено в Гмюнде, и возвращению в Штутгарт. Ферри Порше возглавил конструкторское бюро и основал марку Porsche. Средства виртуальной реальности позволяют посетителям ознакомиться с производством в Гмюнде, выстучать кузов Porsche 356 и покрасить его. Не менее увлекательна и экспозиция, посвященная двигателю Cisitalia, который впервые представлен на выставке. В 1947 году в Гмюнде был создан передовой с технической точки зрения Typ 360 Cisitalia, автомобиль гран-при с рабочим объемом 1,5 литра, разработанный Ферри Порше и его командой. Рядом с ним посетители могут увидеть на мониторе цифровую модель 12-цилиндрового V-образного мотора (с углом между блоками цилиндров 180 градусов) и больше узнать о конструкции и особенностях этого гоночного проекта. На цифровом стенде гости могут сами «погазовать» и увидеть в виртуальной реальности, как работает уникальный двигатель. «Нам удалось обогатить выставку и разделить ее на логические части, что позволяет нашим гостям даже во время пятого визита открыть для себя что-то новое», — подводит итог Хакер. Многоязычный мультимедийный гид предоставит посетителям много интересной дополнительной информации.