«А вот раньше были времена»: как меняется автомобильный дизайн
В настоящее время дизайн — это не что иное, как средний рыночный стиль: сумма всех укромных уголков, щелей, впадин, светодиодных и лазерных украшений, которыми производители «раздражали» друг друга, пока не было ничего нового, что можно было бы изобрести. Что ж, машины как машины, но избалованный рынок ждет не этого, разве что в сегменте Dacia. Он сам себя «раскручивает».
Но не стоит винить во всем азиатских подражателей. Здесь гораздо больше нюансов. Европейский культ дизайна вызвал кризис, и китайцы стали последователями тренда. Посмотрите, что вы видите в грядущем Nio ET5 после всех одинаковых MG, Aiways U5 или Seres 3 — весь спектр моды. Неважно, что и у кого будет заимствовано, будь то полосатые фары от Hyundai, воздухозаборники Toyota, непрерывная световая полоса в задней части всех Porsche от Taycan до Panamera — внедорожник Nio ES8, китайский конкурент Tesla, мог появиться откуда угодно.
Китайцы прекрасно это понимают и делают то же самое, что и почти все другие автопроизводители во всем мире — отчаянно пытаются задать собственный тон. Им не хватает только узнаваемых логотипов и особенностей стиля дома с историей, такого как, например, BMW или Volvo. Поэтому они храбро смешивают в большом «котле» различные дизайны, чтобы никто не обиделся. Может быть, это сработает, если в остальном автомобиль достаточно хорош. Но и «лица» последнего Nio вспомнить практически нереально.
Это повод для беспокойства, потому что в большом «котле» становится невидимым то, что хотелось донести до публики: собственное лицо. Более чем когда-либо производители ощущают острую коммерческую потребность продавать автомобили с уникальным, мгновенно узнаваемым дизайном. В эпоху электромобилей осталось немного других средств распознавания. Это единственный способ не дать вам раствориться в безмолвной массе штекеров. Но что делать, когда все попытаются избежать универсальности? То же самое, потому что количество путей отхода ограничено — автомобиль остается автомобилем. Это парадокс моды, и китайцев будут наказывать за это до тех пор, пока они соответствуют нашим принципам стиля.
Hyundai, Mercedes и, в некотором смысле, BMW со своим гигантским iX, преуспевают в этом. Все они по-прежнему находят источник вдохновения для своего собственного языка в опустевшем дизайнерском пруду. Ioniq 5 в настоящее время является одним из редких персонажей на дороге. Это самый красивый и необычный электромобиль из всех. Мнения по поводу EQS могут отличаться, но эта огромная элегантная «французская арка на колесах» уже «выгравирована на сетчатке вашего глаза». Приборная панель «от двери до двери» — это мечта о будущем, которая, как мы думали, никогда не сбудется.
Еще до iX все что-то почувствовали. «Квазимодо» среди внедорожников излучает в своей неизмеримой полноте уверенность в себе, которая почти делает его привлекательным. По крайней мере, он осмеливается выделиться из толпы, а интерьер отличается первоклассным дизайном в своей прозрачной простоте. Хотя он не может стоять в тени концепции BMW Vision Circular Concept, которая, надеемся, однажды станет преемницей i3.
Его внешнее сходство со странными, радикальными концепт-карами нашего детства делает его неотразимым. Интерьер с фиолетовой мебелью выполнен в стиле хиппи 1970-х годов, и это определенно не шутка. В BMW знают: так и должно быть, иначе для автомобиля, как для гаджета, все кончено. «Если эпоха „отрыва“ закончилась, давайте устроим гостиную на колесах. Уродливо? Возможно, но если вас начали „хейтить“, знайте, что вы находитесь на верном пути».