Skoda воссоздала легендарный гоночный автомобиль
Разработка гоночной модели Skoda 1100 OHC началась весной 1956 года. Автомобиль с внутризаводским индексом 968 создавался для участия в кольцевых гонках на выносливость. К концу 1957 года было произведено два экземпляра с открытым кузовом из армированного стеклопластика. Один из них представлен в коллекции музея Skoda в Млада-Болеславе и регулярно принимает участие в исторических автомобильных мероприятиях как в Чехии, так и за рубежом. Второй 1100 OHC принадлежит импортеру Skoda в Великобритании и экспонируется преимущественно на локальной территории.
В 1959–1960 годах работа над проектом 968 продолжилась, в результате чего мир увидел два экземпляра Skoda 1100 OHC с закрытым кузовом. В их основу легли проверенные временем компоненты серийных моделей Skoda. Однако в отличие от произведенных в конце 40-х годов предшественников — Skoda SPORT и SUPERSPORT, в новой конструкции инженеры отказались от хребтовой рамы, к передней части которой крепился верхнеклапанный двигатель.
Вместо нее купе Skoda 1100 OHC получило легкую и жесткую пространственную раму, сваренную из тонкостенных труб. Спереди применялась трапециевидная подвеска с двойными треугольными рычагами, сзади — независимая подвеска на продольных рычагах. Двигатель располагался спереди, в пределах колесной базы, а 5-ступенчатая КПП и главная передача размещались у задней оси единым блоком. Такая компоновка позволила добиться практически идеальной развесовки по осям. Оснащенный атмосферным четырехцилиндровым двигателем гоночный автомобиль отличался отменной динамикой и выдающейся управляемостью. Алюминиевые блок цилиндров и картер рядного мотора вместе с коленвалом унаследованы от модели Skoda 440 Spartak. Однако силовой агрегат двухместного спортивного купе по мощности значительно превосходил двигатель Spartak, развивающий 40 л. с. при 4200 об/мин.
Благодаря доработкам конструкции камер сгорания, установке верхнеклапанного газораспределительного механизма, увеличенной до 9.3:1 степени сжатия, паре карбюраторов, двойной системе зажигания Bosch с двумя магнето Scintilla Vertex и еще ряду модификаций двигатель гоночного купе выдавал уже 92 л. с. при 7700 об/мин или впечатляющие по тем временам 85 л. с. на литр рабочего объема. Максимальные обороты достигали 8500 в минуту. В зависимости от передаточного отношения главной передачи, которое можно было менять с учетом особенностей того или иного гоночного трека, 555- килограммовый спорткар с алюминиевым кузовом мог разгоняться до 200 км/ч. Двухконтурная тормозная система обеспечивала эффективное замедление. Для снижения неподрессоренных масс задние барабанные тормозные механизмы устанавливались непосредственно на дифференциале.
Два Skoda 1100 OHC Coupé принимали участие в гонках с 1960 по 1962 год. Закончив спортивную карьеру в 1966 году, оба автомобиля перешли частным клиентам. Впоследствии они сильно пострадали в авариях. Владелец первого купе, сохранившиеся компоненты которого использовались при реконструкции, заменил двигатель 1100 OHC на серийный четырехцилиндровый мотор от модели FELICIA. Оригинальный мотор долгое время выставлялся в профессионально-техническом училище в Млада-Болеславе, а затем был установлен в восстановленное купе 1100 OHC. Второй автомобиль сгорел в ДТП. Водителю удалось спастись, но кузов сильно пострадал и уже не подлежал восстановлению. Уникальная задняя ось в сборе с коробкой передач долгое время украшала коллекцию Национального технического музея в Праге, откуда была передана музею Skoda 25 лет назад. В 2014 году музей Skoda выкупил у частного коллекционера разрезанную на три части пространственную раму, переднюю ось и другие сохранившиеся компоненты.
Амбициозный проект восстановления автомобиля не получилось бы успешно реализовать без участия экспертов музея Skoda, имеющих опыт работы с открытой версией Skoda 1100 OHC. Ключевую роль сыграла и оригинальная техническая документация. Она практически целиком сохранилась в архивах Skoda AUTO, включая подробные инструкции каждого этапа производства и чертежи-схемы установки отдельных узлов. Уцелевшие оригинальные детали практически не имели следов износа, поскольку спорткар участвовал в небольшом количестве гонок. Реставрация всего шасси, радиатора, топливного бака и других элементов была завершена в конце 2015 года.
Изначально планировалось добавить в экспозицию музея Skoda только восстановленное шасси. Однако в итоге было принято решение полностью реконструировать купе и выставить его рядом с версией с открытым кузовом.
Наиболее сложной задачей стало восстановление алюминиевого кузова. В свое время за дизайн оригинальной модели отвечал Ярослав Киндл (Jaroslav Kindl). Сначала плотники по его эскизам сделали деревянную модель спорткара. Далее по ней слесари вручную выколачивали алюминиевые панели нужной формы. Наконец, готовые отдельные детали соединялись друг с другом сваркой или заклепками.
В ходе реконструкции реставраторы музея Skoda тесно сотрудничали с коллегами из центра прототипов Skoda AUTO, ведь их предшественники когда-то строили оригинальные купе. На основе сканов двухмерных чертежей в масштабе 1:1 специалисты создали виртуальную 3D- модель, которую затем подвергли дополнительной визуальной обработке. Проверка и корректировка форм отдельных элементов, таких как поверхность передней части кузова и зона задних фонарей, заняли десятки часов. Необходимо было сопоставить сохранившиеся фотографии с чертежной документацией и современной 3D-моделью. В виртуальной студии специалисты могли рассмотреть автомобиль со всех сторон, а затем внести частичные исправления. Для следующего раунда проверки формы были созданы уменьшенные макеты, а затем модели передней и задней частей купе в полную величину. После экспертной оценки, внесения всех корректив и финального утверждения инженеры Skoda AUTO начали работу над переборками, колесными арками и другими элементами кузова.
В производстве использовались листы алюминия толщиной 0,8 и 1 мм. Сварка и придание деталям необходимой формы осуществлялись вручную. Кузова обоих выпущенных купе изначально имели голубоватый оттенок, полученный методом анодирования. Однако такая обработка поверхности не обеспечила ожидаемого выигрыша в скорости, поэтому с середины сезона 1962 года на обеих машинах появился актуальный красный цвет.
Проект полной реконструкции автомобиля требовал поиска множества мелких деталей и элементов, идентичных тем, что использовались на серийных моделях того времени. Например, купе оснащалось наружными ручками от седана ŠKODA 1200, а некоторые переключатели и замок зажигания изначально применялись в Skoda 440 Spartak и Octavia. Трехспицевое рулевое колесо с отделкой из черного пластика было позаимствовано у модели Skoda POPULAR, пользовавшейся большой популярностью в довоенный период