В марте 2022 года китайские авто могут обогнать по продажам в России «японцев»
Те геополитические процессы, которые происходят в нашей стране с конца февраля, только начали отражаться на всех видах бизнеса. В то же время в авторитейле краски картины передела рынка стали более яркими еще до усиления всевозможных санкций против России. И первые два месяца текущего года очень наглядно показали, как быстро наш автобизнес будут захватывать представители Китая.
Так, год назад – за период январь-февраль 2021 года топ-10 ведущих по объему продаж китайских брендов реализовали 10,7 тысячи новых машин. Это соответствовало доле рынка в 4,9%. За первые два месяца 2022 года количество проданных машин теми же брендами возросло до 20,2 тысячи, а доля – почти до 10%.
Больше всех по-прежнему продает марка Haval (6,7 тысячи а/м, 3,3% рынка по итогам января-февраля 2022 года). Продажи марки выросли за год почти в два раза. Причем пикапы, реализуемые под маркой Great Wall, бренд Haval стал выделять в отдельное подразделение. Chery нарастила объемы реализации до 5,7 тысячи машин, а долю до 2,8%. Еще более высокие темпы роста показывают Geely (4,1 тысячи а/м, 2% рынка) и Exeed (1,8 тысячи, 0,9%). Первая увеличила продажи в 2,3 раза, вторая – 8,6 раза). На их фоне Changan, FAW, DFM, JAC и GAC выглядят довольно скромно. Пока. Например, Changan, усиленно налаживает проваленные в прошлом году поставки, а JAC, осуществив привоз в третьем квартале прошлого года новые кроссоверы, смог реализовать в 2021-м 1,8 тысячи новых машин – почти в три раза больше, чем в 2020-м.
В отличии от «китайцев» у особенно прежде любимых в России «японцев» не столь радужная ситуация в бизнесе. С одной стороны, за два первых месяца текущего года они продали у нас 34,6 тысячи новых легковых и LCV автомобилей, что соответствует доле рынка в 16,7%. Больше реализовали только корейские марки (доля в 25,7%) и российские (24,2%). С другой – примерно те же объемы продаж были у «японцев» в России и за период январь-февраль в 2021-м (34,5 тысячи а/м). Роста, как видите, практически не было.
При этом в топ-10 японских брендов по-прежнему лидирует Toyota (13,7 тысячи а/м; 6,6% доля рынка). До начала марта марка сохраняла производство седанов Camry и кроссоверов RAV-4 в России, которые обеспечивают ей основные объемы продаж. Однако поставки остальных девяти моделей марки с заводов в США, Таиланде, Турции и Японии уже были заметно урезаны. Марке Nissan (8,4 тысячи, 4,1%) «кассу» продолжали делать локализованные Qashqai и X-Trail. Начавшиеся было поставки из США вседорожников Pathfinder нового поколения были остановлены. У Mitsubishi на фоне просадки бизнеса в 2020-2021 годах сейчас напротив наблюдался заметный рост – до 4,9 тысячи машин и возврат к доле рынка в 2,4%. При этом Mitsubishi остается у нас по-прежнему, по сути, маркой одной модели ¬– кроссовера Outlander (3,1 тысячи машин за два месяца 2022 года). То же самое можно сказать и про бренд Mazda (3,8 тысячи а/м, 1,8%). Из них 2,9 тысячи машин – это кроссоверы CX-5. Причем в отличие от Mitsubishi Mazda уже начала терять долю рынка, показав снижение с 2,5 до 1,8%.
Бизнес Lexus зимой текущего года также был не в лучшей «форме»: продажи марки сократились у нас почти в два раза, до 1,4 тысячи машин, а доля ужалась до 0,7%. Импортируемые в основном из Венгрии модели Suzuki тоже в «минусе» (778 а/м, 0,4%), что почти на 300 машин меньше, чем в январе-феврале в 2021-м. Продолжается падение бизнеса и у Subaru. У чистокровно японской марки осталась доля лишь в 0,3%. Пока не спасает даже тот факт, что в прошлом году 13 салонов бренда в России купила группа Sojitz, представляющая интересы дистрибьютора.
Положительную динамику в топ-10 «японцев» показали Infiniti, Honda и Isuzu. Но их бизнес в России до обидного мал: доля каждой марки продолжает колебаться в среднем на уровне 0,1-0,2%.
В самых первых числах марта немало японских брендов, а именно Toyota, Nissan, Lexus, Suzuki и Honda, успели заявить о приостановке поставок и производства автомобилей для нашего рынка. При этом по итогам первой декады марта дистрибьюторы марок страны Восходящего солнца постарались представить сложности бизнеса как временную меру, связанную не с политическими причинами, а с проблемами в логистических цепочках. Однако о сколько-нибудь точных сроках того, когда бизнес может вернуться в прежнее русло, говорить рано. В этом свете в марте есть большая вероятность того, что по крайней мере у ключевых японских брендов продажи значительно снизятся. Так, судя по официальным сайтам дистрибьюторов, на складах Toyota остается лишь порядка 630 новых автомобилей, у Nissan – 970 а/м. Если предположить, что склады этих марок не будут пополняться, а реализованы будут только имеющиеся машины, то результаты марта будут катастрофическими – продажи каждого бренда снизятся многократно.
Главными бенефициарами сложившейся в нашем авторитейле ситуации могут стать «китайцы». Пока в их бизнесе если и есть задержки, то они связана с малопрогнозируемой высотой скачков курса рубля. Но практически нет проблем ни с комплектующими, ни с логистикой. Большинство деталей на чайна-карах китайского производства, а машины поставляются к нам или из Поднебесной по железной дороге, или автовозами из Белоруссии и Казахстана. Таким образом, нет проблем и с пересечением российской границы. Есть большая вероятность того, что «китайцы» в марте, как и в феврале, продадут больше 10 тысяч новых автомобилей. Чтобы не «просела» доля «японцев», им придется не прерывать поставки. В противном случае мы впервые в истории нашего авторитейла станем свидетелями того, как уже по результатам марта текущего года продажи китайских марок окажутся выше японских.