Следи за скоростью
16+

Российский автопром не обойдется без помощи Китая

«Газета.ру» рассказала, какие трудности ожидают российский автопром в 2023 году
Автор: Никита Новиков, редактор

avto_1

©A. Krivonosov

Российские автопредприятия анонсировали запуск производства собственных моделей, которые по факту оказываются перелицованными китайскими автомобилями. Так поступили «Москвич» и Evolute, а скоро к ним присоединится и АВТОВАЗ. Однако тот же «Москвич» заявил о разработке новой платформы для электромобилей — своей собственной. Учитывая международный опыт, на это уйдет несколько лет — к тому времени наш рынок заполонят китайцы.

Сейчас из-за введения санкций и остановки поставок и производства в России автокомпонентов иностранными компаниями российский автопром оказался не способен производить современные автомобили. По некоторым моделям заводы АВТОВАЗ, ГАЗ, УАЗ, «Соллерс» и «КамАЗ» были вынуждены откатить производство к уровню начала века.

И если в Тольятти давно назревал вопрос об отставке Lada Xray, то модель Vesta, построенная на российской платформе, еще только ожидает перезапуск на основных мощностях. Lada Granta выпускается в основном в упрощенных версиях, а УАЗ также предлагает, наряду с полноценными комплектациями, машины с двигателями, отвечающими экологическому классу «Евро-0».

Однако выгодняе предложения о покупке мощностей иностранных компаний не упускает никто. Так, Максим Соколов заявил о закрытии сделки по приобретению мощностей Nissan в Санкт-Петербурге. Причем такой завод себе мог позволить каждый житель страны — за него было оплачено всего 1 евро. Здесь АВТОВАЗ намерен организовать выпуск «новых» моделей — переговоры с китайскими партнерами уже идут. В 2023 году планируется выпустить 10 тыс. таких автомобилей, а до 2027 года обеспечить локализацию этих машин с привлечением 30 поставщиков компонентов из этого региона и повысить годовой тираж до 50-70 тыс. машин.

Также уже был представлен E-Neva — электромобиль, разрабатываемый концерном «Алмаз-Антей». Прототип кроссовера C-класса, создаваемого этим предприятием, продемонстрировали в январе президенту Владимиру Путину во время его визита в Санкт-Петербург.

Как отмечает «Газета.ру», российским компаниям невыгодна локализация автомобилей из Китая на своих мощностях — слишком низкая прибыльность.

«Речь о локализации можно вести при тираже от 45 тыс. автомобилей в год. Двигатель можно локализовать, если объемы выпуска свыше 110-120 тыс. машин в год, детали кузова — от 70 тыс. Если меньше — возникает вопрос себестоимости этих деталей, которая ниже у производителя в Китае, выпускающего машины миллионами. Что же касается разработки отечественной платформы, то заниматься этим у нас в стране практически некому, значит придется привлекать специалистов, и разработка платформы стоит порядка $1,5-2 млрд. Также нет и компонентной базы», — объясняет эксперт в интервью изданию.

Поэтому автопроизводители выберут самый дешевый путь — локализацию китайского автопрома. Конечно же, начнут на него клеить собственные шильдики.

Несколько лет назад в России обсуждалась возможность разработки единой платформы для выпуска разных марок отечественных автомобилей, в новых условиях эта идея стала актуальной, но трудновыполнимой, полагает Игорь Моржаретто. При этом разработать единый мотор для всех автомобилей, продаваемых в России, можно — все производства силовых установок загружены не более чем на 20%. Однако эксперт призывает в этом вопросе обратиться к налогоплательщикам и опять выделить субсидии автопрому на развитие бизнеса.

По мнению Игоря Моржаретто, потенциальные объемы рынка электромобилей в России не настолько велики, чтобы принять тот объем машин, о планах выпуска которого заявляют отечественные компании.