Следи за скоростью
16+

Назад дороги нет: Смогут ли иностранные автопроизводители вернуть свои заводы

Российский авторынок полностью отказался от европейских и американских машин
Автор: Никита Новиков, редактор

cat

©A. Krivonosov

С конца февраля прошлого года, когда Россия начала СВО на Украине, большинство зарубежных компаний объявили о решении покинуть российский рынок. Среди них были почти все автопроизводители, которые прочно обосновались в нашей стране. При этом им пришлось забыть о многомиллионных инвестициях, которые требовало наше правительство последние годы. Однако некоторые концерны, такие как Renault Group или Nissan Motors, нашли несколько иное решение ситуации.

Напомним, что по словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, сделка по передачи завода Renault Group состоялась по схеме «за рубль», о национализации компании речи не идёт. 68% доли Renault перешло в управление правительству Москвы. При этом министр уточнил, что у иностранной фирмы будет возможность выкупить её обратно в ближайшие 5–6 лет.

Аналогичную схему «провернули» с заводом Nissan в Санкт-Петербурге. Правда там стоимость сделки составила 1 евро и активы были переданы АВТОВАЗу.

Казалось бы, крупные автопроизводители оставляют себе «узкую дорожку» для возврата в нашу страну. Однако в реальности все гораздо хуже. Так, на заводы ушедших марок у российского бизнеса огромные планы. Так, на бывшем предприятии Renault Group уже обосновался воскрешенный «Москвич». Так, уже сейчас налажена сборка двух моделей, которые фактически являются китайскими с переклееным шильдиком. Кроме того, правительство Москвы анонсировало выход еще нескольких новых моделей, а также разработку собственной платформы.

Аналогичная ситуация и с Nissan, завод которого был отдан АВТОВАЗу. Тольяттинский автогигант также ищет партнера, который будет поставлять машинокомплекты для сборки авто под собственной маркой. Также Максим Соколов заявил, что планируется наладить и выпуск нескольких собственных моделей разных классов на платформе новой LADA Vesta.

Кроме того, сейчас активно ведется поиск покупателей на калужское предприятие Volkswagen. И, возможно, претендент даже уже найдет, но сделка ждет одобрения президентом. А на активы концерна в Нижнем Новгороде наложен арест.

Аналогичная ситуация и на других заводах, построенных крупными европейскими, японскими и корейскими автопроизводителями в России. Сразу же назревает вопрос — куда возвращаться? После вливаний в предприятия российские бизнесмены вряд ли захотят расстаться с такими активами. Тем более, что без особых инвестиций они будут приносить большие доходы на фоне отсутствия ассортимента новых машин и, как следствие, конкуренции.

Даже после улучшения геополитической ситуации в мире доверие к нашему рынку будет подорвано и крупные компании откажутся в дальнейшем инвестировать в нашу страну, поскольку будет сохраняться риск того, что эти инвестиции придется списать в расходы и оставить активы без возможности их забрать. Даже китайские автопроизводители в настоящее время очень осторожно выходят на российский рынок, поскольку боятся повторить судьбу европейских и корейских брендов.

Поэтому в ближайшее время россиянам останется только довольствоваться российскими и китайскими моделями, либо искать способ привезти машину из Европы или Японии. Да и в дальнейшем автопроизводители, скорее всего, будут только экспортировать в РФ готовые машины, а не пытаться собирать их в нашей стране. Другой вариант — контрактная сборка, но она сильно сказывается на стоимости для конечного потребителя.