Следи за скоростью
16+

Рассказываем, как сделать сцепление в автомобиле практически вечным

Водителям в России назвали способ сохранить работоспособность сцепления на долгий срок
Автор: Никита Новиков, редактор

remont

©A. Krivonosov

Новичку за рулём всегда сложно, причём это касается абсолютно всех его действий — первые шаги всегда сопряжены с волнением и напряжением. Нет ничего удивительного в том, что особенно сложно новичку научиться правильно трогаться с места. Конечно, со временем можно научиться очень многому, однако для всего нужны навыки, автомобиль необходимо научиться чувствовать.

Первая и самая распространенная причина, по которой горит сцепление — это повышенные нагрузки на автомобиль. Что подразумевается под этим понятием? В первую очередь, это агрессивная манера езды. Из-за частых и резких стартов с места диск сцепления прокручивается и подгорает. При движении на более высоких передачах крутящий момент не такой существенный, а потому риск горения диска сведен к минимуму. Как показывает статистика, именно при резких стартах с первой передачи происходит его поломка.

Но не только агрессивная манера может привести к подобным проблемам. Чаще всего на грузовых машинах к этому приводит банальный перегруз, который увеличивает нагрузку на сцепление и иные узлы. Водитель, в попытках тронуться с места, прибавляет газ, увеличивая обороты двигателя. Соответственно, растет и крутящий момент. Этот момент слишком большой, и потому диск при соприкосновении с маховиком начинает частично прокручиваться.

Аналогичная ситуация и с автомобилями, буксирующими прицеп. Если последний существенно нагружен, есть большой риск сжечь сцепление. Конечно, при редких поездках полностью износить диск нельзя, но ресурс его однозначно снизится.

Для того чтобы не сжечь сцепление при движении автомобиля с места, необходимо учитывать некоторые основные моменты. Прежде всего, обучаться вождению нужно на автомобиле с механической коробкой передач. Кроме того, водитель должен хорошо понимать те процессы, которые происходят со сцеплением при нажатии на педали (на каждую отдельно), иначе будет трудно осознать, как происходит процесс движения с места.

Педаль сцепления, отпущенная водителем, означает, что в системе «двигатель/колёса» произошло соединение узлов, а выжимая педаль, водитель достигает того, что двигатель оказывается «отстранённым» от рабочих систем, поэтому крутящий момент не передаётся на ведущую ось машины. Именно такое соединение и должно происходить мягко, чего можно достичь, плавно отпуская педаль.

Схематично, можно описать этот процесс таким образом — чтобы плавно тронуться с места, нужно выполнить определённую последовательность действий. Заведя мотор, включить первую передачу, затем плавно и медленно отпустить сцепление, одновременно правая нога на тормозе препятствует тому, чтобы автомобиль не покатился назад. После чего нужно медленно и плавно нажать на газ, когда автомобиль уже начинает слегка двигаться.

Для того чтобы этот процесс не стал постоянным источником беспокойства водителя, нужно твёрдо усвоить несколько моментов. Прежде всего, до включения передачи нужно выжать до упора тормоза и педали сцепления, а также перевести ручник в нижнее положение. Только после этого можно включать первую передачу. Второе, при резком отпускании сцепления, авто начинает дёргаться и постоянно глохнуть, а при слишком медленном выполнении этого действия существует реальная опасность сжечь сцепление. Каждый автомобиль в этом отношении индивидуален, поэтому только осторожно и постепенно опытным путём нужно определить для себя и своего авто оптимальную скорость.

В автомобилях с инжекторным двигателем вполне достаточно плавно и постепенно отпустить педаль сцепления.

Признаки неисправности сцепления:

  • вибрация на педали;
  • повышение оборотов при движении;
  • затрудненное переключение передач;
  • сцепление «буксует»;
  • появление паленого запаха от «сгорания» накладок ведомого диска.

Причины быстрого износа сцепления:

  • резкое отпускание педали, трогание со 2-й передачи, а также «покатушки» на старте;
  • привычка держать ногу на педали сцепления;
  • выключение сцепления под нагрузкой (например, при съезде с горы для экономии топлива);
  • поездки на зажатом «ручнике»;
  • буксировка прицепа или автомобиля.

При своевременном обслуживании и щадящем условии эксплуатации сцепление может отходить порядка 150-200 и более тысяч километров. Чтобы увеличить его срок службы, важно следовать некоторым правилам.

  1. Всегда старайтесь трогаться плавно без рывков, а также искорените привычку держать ногу на педали сцепления во время движения. Также не рекомендуется использовать авто как буксир для вытаскивания кого-либо из сугробов и не перевозите тяжелый груз на прицепе.
  2. Помимо этого, по мере эксплуатации требуется производить проверку и регулировку сцепления. Это вызвано тем, что со временем увеличивается ход педали, и не происходит полного отключения механизмов. То есть при нажатии на педаль валы не отключаются полностью, что значительно увеличивает нагрузку на зубья шестерен.
  3. При любых признаках неисправного поведения сцепления рекомендуем не откладывая на «потом», а сразу выполнить ремонт узла с заменой вышедших из строя элементов. В противном случае остается риск встать на трассе далеко от населенных пунктов с неподвижной машиной.