Следи за скоростью
16+

Влияет ли внедрение электромобилей на качество воздуха — эксперты дали однозначный ответ

Эксперты определили связь между потреблением электромобилей и качеством воздуха в Европе
Автор: Никита Новиков, редактор

ev3

©A. Krivonosov

Есть неоспоримые преимущества отказа от традиционных транспортных средств в пользу электрических. Сокращение выбросов оказывает непосредственное влияние не только на кошелек и окружающую среду, но и на здоровье человека. Правительства по всему миру реализуют целевые показатели выбросов в попытке уменьшить загрязнение, а электромобили (EV) рассматриваются как решение таких проблем, как качество воздуха.

Автомобильный транспорт способствует ухудшению качества воздуха из-за выбросов мелких твердых частиц, также известных как PM2,5. Их высокий уровень может оказать значительное влияние на здоровье населения. Так, статистика сообщает, что загрязнение воздуха связано примерно с 36 тыс. случаев смертей в Англии каждый год, причем PM2,5 от транспортных средств, сжигания древесины, промышленности и сельского хозяйства играют ведущую роль. Согласно научным исследованиям, автомобильный транспорт является крупнейшим источником парниковых газов в Великобритании и вторым по величине в Европейском Союзе.

Компания Vanarama изучила связь между качеством воздуха и потреблением электромобилей, анализируя данные PM2,5 по сравнению с долей электромобилей в самых густонаселенных городах Европы. Издание SPEEDME.RU представило результаты отчета.

Неудивительно, что городом с наивысшим баллом 96 является Осло в Норвегии — стране, которую прославили за ее широкомасштабную политику, трансформирующую восприятие электромобилей. Норвегия превосходит остальную Европу, когда дело доходит до регистрации новых электромобилей: на 100 000 человек приходится 11 129 экологически чистых транспортных средств. Электромобили также составляют более пятой части (21,9%) от общего числа автомобилей в стране.

Для сравнения, в Лондоне их всего 1 676 на 100 000 населения. Стратегия Норвегии по ускорению внедрения электромобилей заключалась в том, чтобы сделать их достаточно доступными для покупки за счет более низких налогов при одновременном увеличении налогов на традиционные автомобили.

Качество воздуха в Осло также хорошо зарекомендовало себя на уровне 7,5 мкг/м3 — достаточно хорошо для пятого лучшего показателя в исследовании. Программа ООН по окружающей среде сообщает, что электромобили помогли сократить выбросы CO2 в скандинавском городе на 35%, улучшив качество воздуха и защитив здоровье населения. Следовательно, в Норвегии самый низкий риск преждевременной смерти из-за загрязнения воздуха.

На втором месте находится шведский город Гётеборг с результатом 95 баллов, за ним следует Стокгольм на четвертом месте с 94 очками. Шведская столица может похвастаться 3001 электромобилем на 100 000 человек и качеством воздуха 6 мкг/м3, что ставит ее в топ-10 стран.

Швеция обогнала Норвегию, мирового лидера в области электромобилей, по продажам электромобилей в первом квартале прошлого года. Выбросы от двигателей внутреннего сгорания неуклонно снижаются, и в целом общие выбросы в Швеции снизились почти во всех секторах, в первую очередь в транспортном. Тем не менее, большая часть загрязнения Швеции приходится на промышленность.

Швеция продолжает скандинавскую тенденцию внедрения электромобилей с помощью ряда инновационных законов, которые выходят за рамки субсидий на покупку подключаемых или полностью электрических транспортных средств. Например, водители электромобилей получают бесплатную общественную парковку во многих городах и даже могут использовать автобусные полосы. В то время как такие страны, как Великобритания, погрузились в энергетический кризис, низкие цены на электроэнергию в Швеции помогли стимулировать покупки электромобилей, причем цены были одними из самых низких в Европе.

Глазго, делящий 3-е место по чистоте воздуха со Стокгольмом, набрал 94 балла, за ним следуют британские города Бирмингем (88), Ноттингем (87) и Шеффилд (85). Интересно, что в Глазго было самое низкое загрязнение воздуха из всех 50 городов — 5,6 мкг/м3.

В 2017 году Всемирная организация здравоохранения сообщила, что Глазго был более загрязнен, чем Лондон, однако после введения зоны с низким уровнем выбросов в следующем году качество воздуха улучшилось.

В Великобритании наблюдается растущее внедрение электромобилей: в марте этого года был зафиксирован самый высокий объем регистраций электромобилей, когда-либо зарегистрированных за один месяц, что на 79% больше, чем в предыдущем году. Однако с точки зрения загрязнения воздуха Великобритания в целом не соблюдает законодательные ограничения на загрязнение диоксидом азота, в основном вызванное транспортными средствами, в других городах и районах. Согласно исследованиям, Лондон в 1,9 раза превышает установленный законом предел загрязнения воздуха, за ним следуют Южный Уэльс и Восточная Англия. Одной из основных причин этого является растущий уровень владения частными автомобилями и традиционными транспортными средствами.

Городами с самыми низкими баллами являются Белград и Загреб, оба с общим баллом шесть. По оценкам, на 100 000 человек приходится 46 и 171 электромобиль, а рейтинг качества воздуха составляет 23,4 мкг/м3 и 25,6 мкг/м3 соответственно. Качество воздуха в Загребе, уступающем только Сараево в исследовании, более чем в четыре раза ниже, чем в Глазго.

Польша занимает четыре места в нижней части индекса. Худшими являются города Краков, Лолдз, Вроцлав и Познань. В Европе Польша является одним из крупнейших рынков легковых автомобилей по объему продаж, но здесь преобладают машины с ДВС. Кроме того, качество воздуха в польских городах является одним из худших в Европейском Союзе. Хотя не все это можно отнести к автомобильному транспорту — сжигание угля и древесины, а также бытовые отходы играют определенную роль.

Для достижения целевых показателей выбросов CO2 Польша обязуется продвигать электромобили для улучшения качества воздуха на местном уровне и внедряет стимулы и программы для электромобилей, чтобы стимулировать уже заинтересованное население.

Проанализировав 50 самых густонаселенных европейских городов, эксперты собрали данные об общем количестве легковых автомобилей и доле электромобилей (EV), чтобы рассчитать количество электромобилей на 100 000 населения каждого города. Затем эти цифры были оценены вместе со статистикой качества воздуха, чтобы получить максимальную оценку в 100 баллов. Чем выше оценка, тем сильнее корреляция между потреблением электромобилей и качеством воздуха. Однако эксперты исключили из своих подсчетов города Украины и России.