Каждый водитель обязан проверить свой автомобиль на наличие этой неисправности
Издание SPEEDME рассказало, как самостоятельно определить время замены автомобильных амортизаторов
Автор: Никита Новиков, редактор
Плавность хода — это тот параметр, который волнует почти каждого автовладельца. Действительно, кому нужен автомобиль, который трясется, как телега, на каждой кочке? Чтобы исключить ненужные колебания кузова, первыми были придуманы рессоры. И лишь после массового внедрения легковых автомобилей в повседневную жизнь людей во всем мире им на смену пришли гидравлические амортизаторы. Но не одни, а в дополнение к пружинам, которые практически не гасят колебания, в отличие от рессор.
Российские дороги быстро убивают любые штатные амортизаторы. И дело не в качестве деталей. Такого количества ям не выдержали бы никакие неспециализированные стойки, при том, что зачастую на «убитых» участках дороги водители значительно сбрасываютскорость.
А теперь давайте разберемся в основных признаках, которые говорят о скорой замене амортизаторов. И с вытекшими амортизаторами вроде бы все и ясно. Покачал автомобиль за крыло, почувствовал болтанку в обе стороны или увидел потеки на корпусе — значит пора в ремонт. Но есть еще довольно много симптомов, которые скажут о том, что амортизаторы нужно менять.
Если не вдаваться в подробности, то по сути амортизатор представляет из себя цилиндр, заполненный маслом, воздухом, а часто и азотом, под высоким давлением. По цилиндру движется шток с поршнем, который имеет калиброванные отверстия, пропускающие определенное количество масла в ту или иную сторону. Таким образом, при ходе штока происходит демпфирование вертикальных колебаний кузова, и автомобиль движется плавно. Каждая из конструкций имеет свои плюсы и минусы, но это тема для отдельного разговора.
Колебания кузова. Излишние поклоны передней части автомобиля при торможении и просадка задней части при быстром старте — один из важнейших симптомов неисправности демпфирующих устройств.
Если автомобиль уходит в сторону при торможении — виной тому далеко не всегда подклинивающие поршни суппортов и закисшие в пазах тормозные колодки. При исправности тормозных систем проверяем корректную работу передних амортизаторов.
Нарушение курсовой устойчивости автомобиля и подергивание рулевого колеса может указывать на неисправность амортизаторов. О ней же говорит и увод автомобиля в сторону даже при небольшом боковом ветре.
Частая смена ступичных подшипников, как передних, так и задних (они начинают гудеть), опять же во многих случаях происходит по причине отказа амортизаторов. Попутно, скорее всего, придется подвергать ревизии и элементы подвески.
Стуки или скрипы опорных подшипников передних стоек — еще один настораживающий симптом. Если амортизаторы не справляются с демпфирующей функцией или штоки плохо затянуты, подшипники, скорее всего, разобьет через несколько тысяч километров пробега. Впрочем, их проверку стоит выполнять при каждой замене стоек.
При осмотре автомобиля после ночной стоянки, вам может показаться, что его дорожный просвет подозрительно уменьшился. Возможно, дело в просевших или лопнувших пружинах подвески, но и неисправные амортизаторы могут дать похожую картину.
При проезде «лежачего полицейского» или любой другой неровности, автомобиль может «кивнуть», но не вернуться в первоначальное положение. Причина почти со стопроцентной гарантией все та же — требующие замены амортизаторы.
Частые пробои подвески до отбоя, особенно на пересеченной местности, непрекращающиеся колебания кузова, подпрыгивания автомобиля при наезде на неровность — все это неприятные симптомы, требующие немедленного лечения.
Замена обязательна и в случае повреждения корпуса или штока, включая нарушения полированного покрытия, деформации или обрыва креплений, нарушения их соосности. Такое случается, например, при попадании автомобиля в ДТП. Поршень амортизатора может заклинить, а искривленный или поцарапанный шток повредит уплотнительную втулку и вызовет утечку масла.
Гарантированно определить необходимость замены амортизаторов можно при инструментальном контроле на специальном вибростенде. Замеры частоты и амплитуды осевых колебаний покажут точнейшую картину.
Вообще же, как уже говорилось, средний ресурс амортизаторов, особенно в условиях российской эксплуатации, редко превышает 80 тыс. километров. Конечно, бывают случаи, когда они выхаживают по 200, а то и более тысяч километров.
Подобрать амортизаторы или стойки для замены сегодня не составляет никакой сложности. Рынок огромен и предлагает запчасти с различными характеристиками и на любой кошелек. Как оригинальные, от автопроизводителей, так и от специализированных компаний.