Какое масло выбрать: ответ экспертов
Любое моторное масло начинается с базовой основы и пакета присадок, которые и обеспечивают грамотную работу двигателя. Два самых распространенных типа моторного масла — это минеральное и синтетическое, называемые иначе «минералкой» и «синтетикой» соответственно. Что же из них предпочтительнее заливать в автомобиль, чтобы облегчить его непростую «жизнь»? В этом вопросе журналисты издания SPEEDME.RU попробовали разобраться, обратившись в несколько станций технического обслуживания.
Минеральное масло в виде остаточного продукта получается путем перегонки и очистки нефти при производстве бензина и дизельного топлива. В нем много серы, которая не вошла в готовый состав топлива, а также соединения углеводородов. Самое главное достоинство минерального масла — цена.
Главная беда «минералки» — это очень нестабильный состав, который сильно зависит от исходного качества нефти, а также крайне уязвим перед внешними воздействиями. Нефть низкого качества очень сильно сказывается на вязкости, поэтому чтобы подготовить моторное масло для работы, широко распространены загущающие присадки, которые формируют вязкостные, антикоррозионные и моющие свойства смазочной жидкости. В канистре их порядка 10% от общего состава. У присадок есть свой минус — несмотря на эффективность смазки они быстро вырабатываются при высокой температуре, в результате чего быстро разлагаются и окисляются. К тому же такое моторное масло известно большим количеством отложений, которые забивают масляные фильтры и ухудшают работу мотора — особенно пагубно это для старых систем. Уже после 5-6 тыс. км пробега состав придется менять на новый, иначе не избежать проблем с двигателем.
Синтетическое масло — это продукт искусственного соединения различных углеводородов с высоким уровнем стабильности и четким «букетом» полезных свойств. На канистре такой состав помечают маркировкой Sintetic или Fully Sintetic. В природе синтетика не встречается, это специальная разработка для современных высокопроизводительных автомобилей и экстремальных условий, прежде всего северных. Для такого моторного состава присадки используются, но существенно меньше, чем в случае минерального масла.
Синтетический состав более вынослив к высоким температурам работы и к негативным воздействиям окружающей среды (холода и перепадов температур), а значит, работать он будет вдвое дольше и с меньшим количеством отложений. В среднем менять синтетический состав нужно через каждые 10 тыс. км пробега. Индекс вязкости у него существенно выше, а значит, с ним намного легче завести двигатель в условиях холодного пуска.
Есть подтип минерального состава, к которому прибавляются элементы синтетической основы — примерно 20-30% или даже 50%. Называться такое моторное масло будет полусинтетическим, так как оно немного улучшает свойства минерального масла, но сильно не дотягивает до полноценного синтетического состава. На канистре оно значится как Semi-Synthetic. По цене располагается в промежуточном положении между синтетикой и полусинтетикой, как и по своим полезным свойствам.
Если исходить из полезных свойств моторного масла, то тут ответ однозначный — синтетическое масло на голову выше минерального. Среди его «козырей» полный набор: смазка, износостойкость, антикислотность, моющая способность и прочее. Кроме того, синтетика меньше угорает и служит дольше.
«Минус» у него только один — цена. По сравнению с минеральным составом стоимость хорошего синтетического масла может быть в два-три раза выше, а для многих водителей это довольно существенный повод для раздумий.
Минеральные масла при температурах выше +100 градусов внутри двигателя становятся слишком жидкими и бесполезными. Поэтому в условиях постоянного «форсажа» в экстремальных условиях лить нужно синтетическое масло.
Синтетика же за счет своей выносливости намного жиже в холод, что позволяет ей качественней течь и смазывать двигатель. Чего не скажешь про минеральные масла, которые уже при −10 градусах начинают загустевать и затруднять работу механизмов. В южных регионах этот недостаток не так заметен.
Бытует мнение, что минеральные масла качественней работают в старых, изношенных двигателях. За счет своей вязкости они образуют толстую масляную пленку на деталях, что препятствует утечкам. Однако если это и соответствует действительности, то в условиях крайних температур это преимущество полностью сходит на нет.
Нужно заметить, что тем, кто пользуется минеральным маслом не стоит «рубить с плеча» и отказываться от него из-за более слабых характеристик в сравнении с синтетикой. Несмотря на то, что это довольно устаревшая технология, минералкой продолжают пользоваться владельцы автомобилей не только в России, но и в США, а также в других странах Европы и Азии.
При соблюдении всех допусков, сроков смены моторного масла и без серьезных нагрузок на двигатель современная «минералка» все еще способна неплохо следить за качеством работы не слишком требовательного двигателя.
Но надо быть предельно аккуратным при смене минерального на синтетическое масла. Если вполне допускается смешивать моторные масла с разными индексами, например, 5W-40 и 5W-30, и езда с ними какое-то время, то лить в двигатель минералку, если внутри уже находится синтетика — прямой путь к поломке мотора.
Связано это с принципиально разной базовой основой, как мы уже писали выше. Моторные масла отличаются не только пакетом присадок, но и способом производства. Поэтому очень заблуждаются те водители, которые в попытке получить полусинтетику смешивают синтетику с минералкой.
Поэтому, если вы переходите с минерального масла на синтетическое или наоборот, сразу после того, как слили отработанный состав, обработайте полости двигателя специальным промывочным маслом, чтобы ликвидировать остатки прежней жидкости. И только потом заливайте новое моторное масло.