Эти автомобили появятся в государственных автопарках: смогут ли чиновники на них передвигаться
Государственные чиновники в России больше не имеют возможности выбирать себе в качестве служебных автомобилей модели BMW и Toyota. Президент России Владимир Путин высказал мнение о необходимости того, чтобы государственные служащие предпочитали отечественные автомобили. Он считает, что такой подход способствует развитию отечественных автобрендов.
Термин «чиновник» относится к служащим российского государственного и муниципального аппарата, работающим в органах власти и управления. Все эти лица официально признаются «государственными служащими». Это включает в себя не только работников министерств, муниципалитетов и налоговых органов, но также судей, прокуроров, полицейских и даже военных. Количество таких лиц в нашей стране очень большое. К примеру, в 2019 году Татьяна Нестеренко, замминистра финансов, оценила число государственных гражданских и муниципальных служащих в 1,7 миллиона человек при 146,8 млн человек, официально проживающих в нашей стране.
В этот список можно добавить и народных избранников — включая депутатов областных, городских, окружных, краевых, республиканских и муниципальных образований, а также состав Госдумы. По подсчетам на 2018 год, общее число таких лиц составило около 77,5 тысяч. Однако, несмотря на их принадлежность к государственному аппарату или выборным органам, они имеют разный социальный статус.
Исторически, в 1920-х годах члены советского правительства использовали широкий спектр автомобилей, включая Rolls-Royce и Mercedes из бывшего императорского гаража. В период автомобилизации в СССР в 1930-х годах, они пересели на ГАЗ-М1, а затем советские руководители предпочитали лимузины Packard из США, а затем отечественные ЗИС и ЗИМ. В начале 1990-х годов высшие руководители Российской Федерации предпочитали немецкие автомобили Mercedes-Benz.
В настоящее время, президент Владимир Путин и некоторые другие высшие чиновники перешли на использование отечественных автомобилей марки Aurus. Эти автомобили разработаны в научном институте НАМИ. В 2018 году Владимир Путин впервые прибыл на Aurus Senat Limousine на церемонию инаугурации. Модельный ряд марки также включает Aurus Senat и Aurus Senat Cabriolet, а также внедорожник Komendant. Однако производство Aurus ограничено, и ежегодно собирается всего несколько сотен машин. Стоимость этих автомобилей начинается от 33 миллионов рублей.
Федеральные чиновники, депутаты и руководители регионального уровня в большинстве случаев также предпочитают российские автомобили. Среди них популярны BMW калининградской сборки, Mercedes подмосковной сборки, а также отечественные Toyota Camry, произведенные на заводе в Санкт-Петербурге. Также встречаются иномарки, собранные на заводе «Автотор» в Калининграде, и включая Genesis. Стандарты для участия в госзакупках вводятся Минпромторгом и ежегодно ужесточаются. Эти стандарты также включают ограничения по мощности двигателя и цене автомобиля. Например, руководитель государственного органа или его зама федерального уровня может заказать автомобиль с мощностью не более 200 л.с. и ценой не превышающей 2,5 миллиона рублей.
Транспортное обслуживание высших органов государственной власти, таких как администрация президента, Федеральное собрание и правительство, осуществляется Автотранспортным комбинатом Управления делами президента. В автопарке этого комбината преобладают отечественные автомобили BMW, Ford, Hyundai, Kia и Skoda. В Государственной думе автомобили лично закреплены за руководителями комитетов, зампредами, а также депутатами-инвалидами и депутатами-женщинами. Остальные депутаты заказывают автомобили по мере необходимости из автопарка Управления делами президента.
В предыдущем году парламентариев было освобождено от обязанности публиковать декларации о доходах, однако, основываясь на предыдущих отчетах, можно составить полный список их личных автомобилей. Хотя в отчетах не всегда указывались конкретные модели, можно было сделать вывод о популярности различных марок.
Наиболее часто в списке фигурировала марка Mercedes, и незначительно уступала ей BMW. Также наблюдалась некоторая популярность марок Volkswagen и Audi. Следом шли премиальные японские марки Lexus и британские Land Rover и Range Rover. Очень популярной оказалась модель Toyota Land Cruiser. Отечественные автомобили, в основном, представлены коллекционными экземплярами раритетных «Побед» и «Чаек», разных поколений «Волг», «Москвичей» и «Запорожцев». Например, известно, что в личном гараже президента Путина на 2021 год было даже две «Волги», а также внедорожник «Нива» и автомобильный прицеп «Скиф». У Дмитрия Медведева были два ретроавтомобиля — ГАЗ-20 «Победа» и ГАЗ-21 «Волга».
Однако сегодня практически все зарубежные автомобильные компании, долгое время присутствовавшие на российском рынке, ушли. Вместе с ними ушли и современные модели, которые считались отечественными. Несмотря на иностранные названия.
В ближайшее время руководители фракций Госдумы, согласно заявлению председателя Госдумы Вячеслава Володина, переселятся на использование отечественных автомобилей, таких как «Москвич», Lada и Aurus. Вячеслав Володин подчеркнул, что он сам уже использует отечественный автомобиль марки Aurus и «Москвич 3» в свое свободное время.
Однако стоит учитывать, что Lada — это популярная марка в России, благодаря своей доступности, надежности и ремонтопригодности. Сама Aurus, хоть и российская марка, является дорогой. Производство автомобилей «Москвич» восстановлено менее года назад, но пока на заводе применяется метод крупноузловой сборки. Что касается возрождения марки «Волга», на данный момент о нем почти нет информации.
Поэтому перед определением, что считать «отечественным автомобилем», необходимо учесть разнообразие представленных марок. Lada и УАЗ — это традиционные российские марки, в то время как Aurus представляет более премиальный сегмент. Несмотря на уход большинства иностранных производителей с рынка, некоторые компании, например Haval, продолжают свою деятельность и даже расширяют производство в России.