Что ждет авторынок РФ в будущем: мнение эксперта
Российская автомобильная индустрия находится в сложном положении, где влияют как отрицательные, так и положительные факторы. С одной стороны, отрасль испытывает давление из-за санкций, которые были введены в 2022 году, ограничений на импорт некоторых комплектующих и нарушений в логистических цепочках, что привело к задержкам поставок. С другой стороны, несмотря на эти трудности, автомобильным заводам удалось выжить и даже запустить несколько новых проектов, правда не без помощи китайских автопроизводителей. Если быть точнее, то именно китайские машины стали основой для новых "российских" моделей.
Согласно прогнозам, в 2023 году доля китайских автомобилей в продажах на российском рынке может составить 60 процентов. Недавно Министерство промышленности и торговли выразило надежду на выпуск 700 тысяч легковых автомобилей в России к 2024 году, и только к 2035 году объем производства должен достичь отметки в 1,6 миллиона штук.
Для достижения оптимистичного сценария, который предполагает производство 700 тысяч машин к 2024 году, необходимы новые производственные и инвестиционные инициативы, разумная ценовая политика со стороны автопроизводителей, а также отсутствие новых экономических потрясений, таких как резкое изменение курсов валют и новые виды санкций в уязвимых секторах экономики.
Китайские автоконцерны активно занимают ниши на российском рынке, оставшиеся вакантными после ухода европейских, японских и американских производителей. Для долгосрочных перспектив успеха китайских автомобилей на российском рынке будут играть ключевую роль расширение ассортимента брендов, наличие широкой дилерской сети, адекватная ценовая политика и отсутствие проблем с поставками новых автомобилей. Эти факторы могут стать определяющими, делая китайские модели более привлекательными для российских покупателей.
Автомобильная индустрия России находится в двойственном положении с перспективами на лидерство в 2024 году. Важно отметить, что на отечественном автомобильном рынке есть надежные факторы, которые могут способствовать достижению успеха. Это связано с запланированным выпуском новых моделей, таких как Москвич 5 и 8, Lada X-Cross 5, второе поколение Granta - Lada Iskra, универсала Lada Iskra SW, а также версии Niva Legend и Niva Travel с новыми двигателями.
АвтоВАЗ, планирующий выпустить 600 тысяч автомобилей в следующем году, может занять ведущее место в рейтинге продаж, особенно если будут возобновлены льготные государственные программы поддержки автопрома, считают эксперты, опрошенные "РГ".
Слухи о возрождении легендарных "Волги" и "Победы" также обсуждались, но конкретные планы и сроки пока не были утверждены. Возможно, появится совместный проект с китайскими коллегами, хотя сначала потребуется выстраивать дилерскую и сервисную сеть, а также программу лояльности для покупателей.
Российским автопроизводителям также приходится сталкиваться с вызовами, связанными с санкциями и нехваткой компонентов. На данный момент они вынуждены искать альтернативных поставщиков, разрабатывать собственное оборудование и проводить испытания. Кроме того, существует дефицит ключевых кадров в индустрии, и решение этой проблемы требует времени и усилий.
Для устойчивого развития российского автопрома также важно создать конкурентную среду без искажений и перекосов. Это способствует развитию смежных отраслей и уменьшению зависимости от иностранных поставок.
Хотя санкции и нехватка компонентов могут представлять серьезные препятствия, российская автомобильная индустрия стремится к смене зависимости на собственное автономное производство, об успехах которого твердили еще 5 лет назад. Этот процесс, хотя и требует времени, позволит устойчиво снизить цены для потребителей и обеспечить конкурентоспособность на мировом рынке.