Моторные масла в России есть, но их нет: аналитики оценили ситуацию
Рынок моторного масла в России заметно изменился за последние два года и водители до сих пор задаются вопросом какое масло заливать в свое авто. Технические специалисты FIT SERVICE совместно с аналитическим агентством Gruzdev-Analyze подготовили свои рекомендации для автовладельцев, а также представили ключевые тренды, проблемы и прогнозы по теме моторного масла.
Сколько стоит услуга в 2023 году?
Аналитическая служба международной сети автосервисов FIT SERVICE проанализировала динамику цен за услугу «Замена моторного масла» в России. Услуга включает в себя само масло, фильтр и стоимость работ по замене. По итогам 9 месяцев 2023 года средний чек по замене масла в России составил 6 130 рублей. Он вырос на 3%, если сравнивать цены текущего года с 2022 годом. При этом, в течение 2023 года средняя сумма, потраченная на замену масла, не всегда показывала рост. Например, с марта по июнь стоимость услуги снижалась. Рост начался в июле, что сопоставимо с началом роста курса доллара в стране.
«Стоимость замены масла выросла в 2023 году незначительно. На российский рынок вышло большое число новых производителей масел, что позволило крупнейшим дистрибьюторам и автосервисам расширить свои линейки продукцией разного ценового диапазона. Сегодня водители могут выбирать качественную продукцию по своему бюджету», – объясняет Татьяна Овчинникова, директор FIT SERVICE.
Какие бренды выбирают автовладельцы?
При этом, как отмечают эксперты, рынок моторного масла в России значительно изменился за последние два года. Многие известные бренды в категории моторных масел официально ушли из России. Более половины российского рынка делили: Castrol, Mobil, Shell. Их использовали дилеры для обслуживания новых авто, а также автосервисы, где обслуживаются авто с пробегом.
По данным FIT SERVICE, двумя годами ранее, в докризисном 2021-м, водители чаще всего выбирали для своих автомобилей следующие бренды: Mobil, Toyota, NGN, Shell, BARDAHL и Liqui Moly. После периода турбулентности на рынке запчастей и технических жидкостей ТОП-10 брендов значительно изменился. В 2023 году водители предпочитают заливать в мотор автомобилей с пробегом масло следующих брендов: NGN, BARDAHL, PEMCO, KORSON, Лукойл, IDEMITSU, CHEMPIOIL. Сохранились в ТОП-10 и небольшие доли (менее 1%) известных брендов: Liqui Moly, Toyota, Shell.
«В России по-прежнему в продаже (особенно в интернет-магазинах) можно найти масла марок Castrol, Mobil, Shell. Однако подлинные гарантии качества такой продукции сегодня дать никто не сможет. Ведь, если раньше случаи, когда автосервисам продавали подделку под видом масел Castrol, Mobil, Shell, могли быть расследованы при помощи представительства этих брендов и оно, конечно же, занималось этим, то сейчас такие работы делать просто некому, – комментирует Александр Груздев, генеральный директор Gruzdev Analyze. – К сожалению, и раньше подделок на рынке масла было не мало, но теперь такой подлог стал встречаться еще чаще. И качество подделок (если это хоть сколько-то применимо к подделкам вообще) на рынке моторных масел стало очень низким. В условиях, когда поставки присадок в Россию стали затруднительны, производители фальшивок могут даже не озадачиваться и продавать просто базовое масло без присадок».
Ключевые проблемы рынка моторного масла
Совместное исследование показывает, что если до весны 2022 года и до пандемии на российском рынке доля поддельного моторного масла достигала 10-15%, что уже считалось крайне высоким показателем, то сейчас профессионалы рынка оценивают долю поддельного масла уже в 30%. Важно отметить, что это средний показатель, а значит для марок, по которым контроля нет, а спрос есть, этот показатель еще выше. По оценкам профессионального сообщества автосервисов, доля подделок среди самых популярных в прошлом марок, которые покинули российский рынок может достигать двух третей.
«Понять, что столкнулся с поддельным маслом, обычному автовладельцу крайне сложно. Даже профессионалам это не всегда просто выявить. Злоумышленники мастерски подделывают упаковки производителей – именно на это ориентированы их производства. А жидкость в канистре по цвету и консистенции всего лишь напоминает масло», – отмечает Татьяна Овчинникова.
Какое масло лучше выбирать автовладельцам?
«На мой взгляд, российским автомобилистам и профессионалам лучше переключаться на новые бренды масла, ведь лучше купить оригинальное масло пусть даже классом ниже, чем поддельный «премиум». Качество любого оригинального продукта всегда будет выше подделки. Также покупать моторное масло лучше не в интернет-магазине, а в известном автосервисе в составе услуги по замене», – рекомендует Александр Груздев.
Таким образом, в целом дефицита моторного масла на российском рынке нет, однако у автовладельцев могут возникать трудности с покупкой продукции отдельных брендов, а риск приобрести подделку «под» таких известных брендов, в настоящее время очень высок.