Авто с пробегом уверенно обогнали новые машины в РФ
Эксперты «Открытие Авто» проанализировали результаты продаж октября и 10 месяцев 2023 года на рынке легковых автомобилей с пробегом. Второй месяц подряд количество сделок продолжало падать: было зафиксировано 579,2 тысячи перерегистраций. Это на 3% меньше, чем в сентябре и на 11% – по сравнению с рекордным августом. В топ-20 популярных брендов не нашлось ни одного, который бы так или иначе не сократил продажи. Суммарно общий объем продаж подержанных легковых автомобилей в текущем году составил 5,58 миллионов «штук» (+26%), а по итогам года может составить порядка 6,8-6,9 миллиона авто.
Начиная с марта и вплоть до конца июля текущего года в сегменте подержанных автомобилей продолжался ожидаемый «высокий сезон». Ежемесячно через классифайды проходило в среднем 580-600 тысяч сделок. Здесь продолжали активнее оборачиваться деньги тех клиентов, которые раньше покупали новые машины в автосалонах. В августе, несмотря на сезон отпусков, на фоне новостей о предстоящем повышении утилизационного сбора и о новых таможенных препонах со стороны Японии рынок и вовсе взлетал до 650 тысяч сделок. После этого рекорда мы продолжаем наблюдать падение рынка. Общий объем вторичного авторитейла в октябре составил 579,2 тысячи машин. Это на 3% меньше, чем в сентябре, и на 11% – по сравнению с рекордным августом.
Неохотнее всего клиенты расставались в октябре с автомобилями марок Lexus и BMW, по которым количество сделок сократилось на 9-10%. В то же время дешевые автомобили Chevrolet и Lada продолжали перепродаваться почти в том же высоком летнем темпе.
Так или иначе, лидеры рынка автомобилей с пробегом остались прежними. Более чем с двукратным отрывом от ближайшего преследователя первое место в октябре сохранила Lada (143,3 тысячи сделок). Но в модельном разрезе этого бренда произошли изменения. Продавцы Lada Granta стали поднимать на свой товар цены агрессивнее, чем владельцы более возрастных «семерок» и ВАЗ-2114. Кроме того, рынок оказался щедро наполнен «Грантами», недавно вышедшими с завода. Это привело к тому, что в модельном зачете во вторичном сегменте этот автомобиль опустился на третью строчку. Лидером же нашего авторитейла в октябре остается ВАЗ-2107 (13 062 сделки). Это на +3% или на 364 перерегистрации больше, чем в сентябре.
На второй и третьей строчках рейтинга популярности марок автомобилей продолжают удерживать свои позиции Toyota (60 055 сделок, -4,2%) и Kia (32 625 сделок, -4,8%). Даже несмотря на прекращение официальных поставок, японские и корейские автомобили продолжают оставаться в числе лидеров на рынке подержанных машин и удерживают свои места в топ-10 популярных среди новых автомобилей. Прогнозируется, что Toyota и Kia сохранят свои позиции не только в текущем году, но и в 2024 году.
В целом, в рейтинге топ-20 марок автомобилей в октябре наибольшей отрицательной динамикой среди машин с пробегом отметились марки Lexus и BMW – снижение на 9-10% по сравнению с сентябрем. В то время как объемы продаж зарубежных автомобилей, играющих в более доступных сегментах (Chevrolet и Daewoo), практически не изменяются.
Отмечается, что в отличие от рынка новых автомобилей, где лидерство давно удерживают кроссоверы, вторичный рынок в основном предпочитает седаны. Это обусловлено более низкими расходами на их приобретение и обслуживание. Среди иностранных автомобилей лидерство в этом сегменте удерживает Kia Rio (11 597 автомобилей, -2,6%), оставаясь высоколиквидной моделью с быстрым оборачиванием в большинстве регионов. Также популярны Ford Focus (11 388 автомобилей, -3,5%) и Hyundai Solaris (10 986 автомобилей, -4,7%). В топ-5 седанов по популярности также входят Toyota Corolla (10 035 автомобилей, -1%) и Volkswagen Polo (8 995 автомобилей, +3,2%).
Обобщая результаты текущего года, первая двадцатка популярных марок остается неизменной. Китайский бренд Chery занимает 27-е место в общем рейтинге, и его позиция практически не меняется, сделок с моделью Chery Tiggo T11 (819 автомобилей) было больше всего в октябре. Доля «китайцев» на рынке подержанных автомобилей составляет всего 2,36%, при этом российские и японские марки сохраняют более половины рынка – 28% и 26% соответственно. Следом идут немецкие, корейские и американские бренды (14%, 13% и 7%). В течение 10 месяцев текущего года продажи машин марок Honda, BMW и Subaru на вторичном рынке увеличились на 41-42%, в то время как продажи лидера LADA выросли всего на 16%.