Следи за скоростью
16+

Водителям в России рассказали, как не остаться без машины зимой

© A. Krivonosov
Нашли способ проверки автомобильного аккумулятора мультиметром
Автор: Дмитрий Новиков, редактор

Несмотря на то, что многие современные аккумуляторы считаются необслуживаемыми, они все равно требуют периодического внимания. В процессе эксплуатации каждая автомобильная кислотная батарея (АКБ) частично теряет свои номинальные характеристики, даже если система заряда автомобиля находится в исправном состоянии. Издание Autonews рассмотрело методы оценки состояния АКБ с использованием обычного мультиметра для домашнего использования.

Мультиметр представляет собой электронное устройство для измерения параметров различных электронных и электрических компонентов. Для определения состояния автомобильной АКБ его можно использовать для измерения следующих параметров:

1. Емкость:

Емкость аккумулятора определяет, сколько времени батарея может поддерживать ток определенной силы. Эта величина обозначается ампер-часами (А⋅ч), и для автомобильных аккумуляторов она обычно измеряется в течение 20 часов. Проверка емкости включает зарядку аккумулятора, подключение лампы с известным потреблением тока и измерение времени, пока напряжение не снизится до 10,5 вольт.

2. Утечка тока:

Утечка тока представляет собой ток, потребляемый из батареи даже при выключенных устройствах. Измерение этого тока с помощью мультиметра может помочь выявить неисправности.

3. Напряжение:

Измерение напряжения на клеммах аккумулятора может предоставить информацию о его текущем состоянии.

4. Плотность:

Плотность электролита внутри аккумулятора также является важным показателем его состояния. Однако это измерение может потребовать специального оборудования.

5. Внутреннее сопротивление:

Измерение внутреннего сопротивления аккумулятора также может предоставить информацию о его состоянии.

Проведение этих измерений позволяет оценить фактическое состояние аккумулятора, сравнить его с номинальной емкостью и принять решение о необходимости замены. Учитывайте, что характеристики аккумулятора могут немного измениться после года-двух использования, но значительное снижение емкости требует внимания и, возможно, замены батареи.

Если электросистема автомобиля функционирует нормально, то на экране мультиметра отображается значение от 15 до 40 миллиампер (мА). В случае превышения значения тока утечки, необходимо провести дальнейшие проверки, начиная, например, с последовательного извлечения предохранителей. Таким образом, определив предохранитель, на котором значение мультиметра резко уменьшится, можно выявить причину неисправности в соответствующей электрической цепи.

При проверке напряжения аккумулятора мультиметром следует выполнить следующие шаги:

  1. Установите мультиметр в режим измерения постоянного напряжения с пределом 20 В.
  2. Выключите все электрические устройства в автомобиле, заглушите двигатель и дать ему постоять в течение часа. Если машина не работала минимум час, подождите 10 минут, чтобы отключить все электронные блоки.
  3. Подключите щупы мультиметра к клеммам аккумулятора.

При выключенном двигателе исправная аккумуляторная батарея должна показывать напряжение 12,5 В, хотя это среднее значение, подверженное влиянию различных факторов, таких как температура и степень износа батареи.

При работающем двигателе нормальное напряжение на клеммах АКБ должно быть в пределах 13,5–14 В. Возможны незначительные колебания, но средние значения должны соответствовать этому диапазону. Эти измерения могут указывать как на исправность батареи (хотя дополнительные проверки необходимы), так и на нормальную работу генератора.

Отметим, что измерение плотности электролита АКБ мультиметром не предоставит точных результатов, поскольку плотность — физическая величина, которую можно измерить ареометром. Также, измерение внутреннего сопротивления АКБ с использованием обычного мультиметра требует сложных расчетов и дополнительных сопротивлений, что делает этот процесс нецелесообразным и трудоемким.