Вопрос на миллион: как правильно экстренно затормозить на автомобиле
Как правильно применить экстренное торможение? Этот вопрос можно позиционировать как «вопрос на миллион». Чтобы ответить на него, надо знать хотя бы, как работает механическая система автомобиля с ДВС (электрокары — отдельная история) и, в основном, с механической коробкой передач, так как между ней и автоматической коробкой передач есть разница.
Механическая система может иметь простое объяснение. Бензиновый или дизельный двигатель связан с коробкой передач: оба можно отвязать от коробки, нажав на педаль сцепления, что позволит двигателю вращаться на своих оборотах, не имея ничего общего с включенной в этот момент передачей и ее оптимальными оборотами. Это позволит переключать передачи, как вверх, так и вниз, или остановить машину, на которой мы едем.
Вот так происходит экстренное торможение
Если мы не нажмем эту педаль, то двигатель останется связанным с коробкой передач и, следовательно, с той передачей, которая включена. Все они, какими бы короткими они ни были, требуют минимальной скорости оборотов, следовательно, если вы опуститесь ниже этого минимума, машина заглохнет. Всегда требуется выжать сцепление перед полным торможением, однако первые несколько метров торможения, что удивительно, его лучше не трогать. Это может показаться странным, но этому есть логическое объяснение.
Пока автомобиль не достигнет вышеупомянутых минимальных оборотов для той передачи, на которой он движется, водитель сможет тормозить, не нажимая на педаль сцепления. На самом деле, самым целесообразным для «здоровья» сцепления будет не выжимать его постоянно в случае малейшего торможения.
Если нажать левую педаль перед торможением, двигатель не будет связан с коробкой передач и, следовательно, будет похож на игрушечную машинку: колеса вращаются с определенной скоростью за счет чистой инерции и такого понятия, как «торможение двигателем», не будет. В этом случае мы потеряем несколько метров, что может быть очень ценным и может стать решающим фактором между уклонением или аварией.
Итак, чтобы правильно выполнить экстренное торможение, лучше всего сильно зажать тормоз в течение первых нескольких метров, а как только сработают системы помощи при торможении, нажать на сцепление, чтобы полностью остановить автомобиль.
Что делать, если коробка «автомат»?
В этом случае все существенно проще. Поскольку третьей педали (сцепления) нет, то по логике вещей нажать не нее невозможно. Поэтому в этом случае придется просто нажать на тормоз до максимальной точки. Системы помощи при торможении активируются, и автомобиль остановится без каких-либо серьезных проблем.
Если это электромобиль
Способ экстренного торможения в электромобиле идентичен таковому в автомобиле с автоматической коробкой передач, поскольку ни в одном из них нет педали сцепления. Однако во «внутренностях» электромобиля, когда дело доходит до торможения, происходят разные вещи. Как только в электромобиле будет нажата педаль тормоза, как правило, срабатывает система рекуперативного торможения. Это произойдет во время первого хода самой педали. Как только будет пройден определенный уровень протектора, в дело вступят «старомодные» гидравлические тормоза, будь то дисковые или барабанные.
Что такое системы поддержки торможения?
Современные вспомогательные системы жизненно необходимы для такого торможения. Самая известная из них — ABS. Первоначально разработанная компанией Mercedes в 90-х годах, эта система решает широко распространенную ошибку среди водителей того времени, которые недостаточно сильно нажимали на педаль тормоза в случае экстренного торможения.
Чтобы решить эту проблему, фирма разработала систему, с помощью которой она прилагала оставшуюся необходимую тягу в случае, если обнаруживалось, что пользователь внезапно тормозит. Более того, до этой разработки рулевое управление и тормоза были заблокированы и, чтобы объехать препятствие, нужно было прекратить торможение, прежде чем повернуть руль. Благодаря ABS это удалось решить, и все, что было связано с экстренным торможением, стало значительно проще. Это, наряду с ESP, стало обязательным в новых автомобилях с 2000-х годов.
Недавно были введены другие системы автоматического торможения (BAS или EBA) для обнаружения пешеходов или препятствий в целом. По этой причине в самых современных автомобилях в передней части устанавливаются датчики приближения или даже радар, который просчитывает расстояние до объекта и пользователь сможет заметить, как педаль тормоза проваливается сама по себе.
Как узнать, что водитель впереди применил экстренное торможение?
На этот вопрос очень просто ответить. Автомобили, появившиеся на рынке в последние годы, оснащены системой оповещения других водителей в случае экстренного торможения. Это осуществляется путем мигания самих задних стоп-сигналов, а также, в остальных случаях, автоматического включения аварийных или «предупреждающих» огней.