Ока снова на подъеме: старая «инвалидка» конкурирует с более новыми LADA
Аналитики «Открытие Авто» провели исследование рынка подержанных автомобилей в январе 2024 года и отметили продолжение тенденции сокращения этого сегмента, начавшейся еще в сентябре прошлого года. В январе количество сделок с б/у автомобилями упало до 381,7 тысячи, что на 8% меньше по сравнению с тем же месяцем 2023 года, но на 6% больше, чем в январе 2022 года. Среди 20 самых популярных марок рост продаж показали только Lada и малолитражки SeAZ «Ока», производство которых было прекращено в 2008 году. ВАЗ-2107 занял лидирующие позиции среди всех моделей на вторичном рынке с объемом продаж в 8,6 тысячи автомобилей, что на 5% больше по сравнению с предыдущим годом.
Высокие цены на новые автомобили, превысившие в 2023 году 3 миллиона рублей, продолжают стимулировать спрос на подержанные авто. Однако перспективы вторичного рынка кажутся ограниченными после рекордов августа 2023 года, когда было продано почти 650 тысяч машин с пробегом. Рост стоимости подержанных авто и высокие ставки рефинансирования ЦБ сделали этот сегмент менее доступным для покупки в кредит. Кроме того, на объемы продаж негативно влияет дефицит качественных иностранных автомобилей.
В январе 2024 года увеличилось количество сделок с автомобилями в возрасте 15-20 лет, приобретаемыми в основном за наличные. Почти 70 тысяч сделок на вторичном рынке обеспечили автомобили марки Lada, среди которых ВАЗ-2107 выделился как наиболее востребованная модель.
Почти все остальные марки в двадцатке наиболее популярных не избежали двузначного снижения продаж. При этом Toyota (39,8 тысячи, −13%) и Kia (21,7 тысячи, −11%) сохранили прежние места на пьедестале. В десятке лучших вновь были Hyundai, Nissan, Volkswagen, Renault, Chevrolet, Ford и Honda.
А вот главное изменение во второй половине рейтинга оказалось довольно неожиданным. Место японских автомобилей Subaru заняли двухдверные малолитражки Серпуховского автомобильного завода SeAZ «Ока» (3,9 тысячи, +51% к январю 23 г), которые продаются чаще всего не дороже 200 тысяч рублей. Такие автомобили были сняты с производства в 2008 году и обычно не представляют интереса для перепродажи дилерам. Но, похоже, что возможность купить хоть какое-то транспортное средство для многих сегодня важнее его возраста и безопасности.
Ни одна из китайских марок по-прежнему не может похвастать тем, что имеет прописку в топ-20. Ближайшая к этой цели Chery в январе оказалась на 24 строчке. Однако в целом в сегменте машин с пробегом из Поднебесной можно было видеть рост у 8 из топ-10 «чайна-марок». Причем активнее других продолжали наращивать объемы те бренды, которые только начинают выходить на вторичный рынок России: Exeed (рост в 4 раза) и Omoda (в 13 раз). В то же время в абсолютных цифрах вторичный «Китай» все еще очень далек от лидеров. Всего за январь было реализовано 11 тысяч машин марок из Поднебесной (2,9% рынка). На автомобили с российскими «фамилиями» пришлось 110 тысяч машин (29%), на японские — 100 тысяч (26%), в среднем по 50 тысяч или по 13% оказалось за Германией и Кореей.
В целом за январь 2024 года было реализовано 381,7 тысячи автомобилей с пробегом. Это на 8% ниже, чем год назад. Но и назвать этот результат откровенно провальным нельзя. В первом месяце 2022 года наш вторичный рынок опускался до 359 тысяч машин, то есть его нынешнее значение все же на 6% лучше прошлогоднего минимума.
«В феврале 2023 года вторичный рынок был в фазе активного роста: было зафиксировано 454 тысячи перерегистраций. Нынешний февраль едва ли сможет быть столь же „урожайным“ и скорее всего будет закрыт с результатом, не превышающим 420-430 тысяч сделок. Значительное количество людей на фоне высоких ставок предпочитают сегодня сберегать средства на банковских вкладах и отложили крупные покупки до весны. Кроме того, на сладах царит переизбыток новых автомобилей, которые продаются с щедрыми скидками. И в сегменте 2-3 миллиона рублей немало клиентов предпочитают выбирать новый товар», — заявила Марина Дембицкая, руководитель «Открытие Авто».