Следи за скоростью
16+

Российскому авторынку помогут скудные продажи прошлых лет

© A. Krivonosov
«Открытие Авто» провел анализ и решил, что в марте авторынок РФ превысит отметку в 120 тыс. новых машин
Автор: Диана Дегтярева, редактор

Эксперты «Открытие Авто»  проанализировали результаты продаж февраля 2024 года. Последний месяц календарной зимы вернул рынок к шестизначным значениям. По данным AEB было, реализовано 103,3 тысячи новых автомобилей. Это на 24% больше, чем в январе текущего года, и на 84% превышает результаты февраля 2023 г. При этом на рынке наблюдались те же тенденции, что и в январе: дилеры боролись с давлением склада и шли на уступки ради выполнения плана по «штукам», а покупатели с удовольствием пользовались новыми выгодными предложениями. В марте рост рынка продолжится и скорее всего превысит отметку в 120 тысяч новых машин. Причем в преддверии увеличения таможенных сборов в апреле отдельное оживление переживает сегмент параллельного импорта.

Продажи последнего месяца зимы 2024 года все еще не смогли вернуться на докризисный уровень, когда расходилось до 130 тысяч а/м (итоги февраля 2019-2021 гг.). Однако на фоне низких результатов бизнеса февраля 2023 года, когда в легковом сегменте на учет было поставлено немногим более полусотни тысяч новых машин, рынок в 2024 году предстает гораздо в более радужном свете. Есть заметный прирост и относительно января этого года. Склады дилеров все еще щедро наполнены товаром, с которым ради минимизации затрат на оборотный капитал авторитейлеры спешат расстаться. А ведущие китайские дистрибьюторы после получения амбициозных задач от своих иностранных штаб-квартир готовы жертвовать частью прибыли ради удержания высоких долей рынка и продолжают щедро поддерживать как F&I, так и trade-in направления.

Отечественный автогигант продолжает пользоваться поддержкой правительства и просить новых государственных дотаций. В конце февраля зашла речь о том, что расходы АвтоВАЗа только на обслуживание долга перед банками могут вырасти в текущем году с 10 до 17 миллиардов рублей, и от руководства завода прозвучала просьба возобновить субсидирование ставок по кредитам.

Впрочем, информация о том, с какими финансовыми результатами Lada отработала прошлый год, пока не обнародована. Так или иначе, итог февраля 2024 года в «штуках» был для завода вполне успешен. Общие продажи марки составили 27,9 тысячи машин (+34% к январю 2024 года, +19% к февралю 2023 года). С наилучшей динамикой росли продажи Vesta (6,8 тысячи машин, +42% к январю 2024 года). Однако большая часть клиентов может позволить только бюджетную «Гранту» (12,8 тысячи, +34% к январю 2024 года). На вседрожники Niva Legend пришлось 3 904 сделки (+16% к январю 2024 года), Travel выбрали 3 884 клиента (+18%).

Финансовые показатели другого отечественного завода - «Москвич» - за 2023 год, напротив, уже обнародованы. Выручка предприятия составила 59,2 миллиарда рублей, а чистый убыток по РСБУ – 8,6 миллиарда. При этом совокупный долг «Москвича» увеличился до 42,6 миллиарда рублей. Возможно, что недавний запуск линий сварки и окраски, предстоящее расширение модельного ряда за счет еще двух кроссоверов («Москвич 5» и «Москвич 8») и общее увеличение сбыта позволит предприятию выйти в прибыль. Но пока с продажами по-прежнему плохо. В феврале на учет встало 1,3 тысячи новых машин (+3% к январю 2024 года).

Нельзя пока говорить и о прибыльности бизнеса «Автотора». Мелкосерийно или пока только в режиме наладки производства в феврале 2024 года здесь получали путевку в жизнь уже семи китайским маркам. Но их продажи оставляют желать много лучшего. Так, Kaiyi выбрали в феврале 890 клиентов (+113% к январю 2024 года), а BAIC - 504 (+53%). Все прочие бренды пока по большей части расходятся по дилерским площадкам, а не по конечным владельцам. Впрочем, за 30 лет «Автотор» пережил уже не один кризис. Не без помощи государства (налоговых льгот и включения товаров предприятия в перечень машин для госслужащих) есть все шансы улучшать показатели.

Есть возможности продолжать рост и у других российских производителей. Так, GAZ продал в феврале 4,8 тысячи а/м (+55% к январю 2024 года), UAZ – 2,8 тысячи (+33%). И наконец, Sollers выбрали порядка 700 клиентов, на 40% больше, чем в январе 2024 года. При этом в целом доля отечественных марок вновь начала расти – с 34% в январе до 36% в феврале.

Среди иностранных марок лидерство cохраняют Haval, Chery и Geely. Отрыв от любых других иномарок остается кратным. В сумме за февраль все три бренда получили почти 35 тысяч сделок, то есть немногим более трети всего рынка. При этом сразу три китайских марки (Exeed, Li Auto и Tank), претендующих на звание премиальных, получили место в топ-10 наиболее продаваемых брендов.

«В целом, результат февраля мог бы быть еще выше, если бы ЦБ начал снижать нынешнюю высокую ставку рефинансирования. Однако даже без этого и благодаря поддержкам импортеров у дилеров продолжала сохранятся высокая доля кредитных продаж. Так, в ряде регионов по Chery она превышала 85%. А щедрый дисконт импортеров при использовании программ trade-in давал в феврале еще один импульс как продажам новых автомобилей, так и выкупу через салоны машин с пробегом», - отметила руководитель «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») Марина Дембицкая.  - В итоге в топ-25 самых популярных китайских марок нашего рынка в феврале не нашлось ни одной, которая бы не смогла нарастить продаж и относительно февраля 2023 года и относительно января 2024 года. Причем росли не только те бренды, которые поставляются через официальных импортеров, но и те, которые авторитейлеры везут самостоятельно».

Напомним, что в марте 2023 года результаты продаж были все еще очень низкими: на учет тогда поставили 68,6 тысячи новых машин. Естественно, что в первом весеннем месяце 2024 года с учетом насыщенности складов этот объем даже при самом худшем сценарии будет увеличен минимум в полтора раза, а при благоприятном развитии событий составит порядка 120-130 тысяч «штук.