Следи за скоростью
16+

Эти две марки стремительно захватывают российский рынок

© A. Krivonosov
Банк «Открытие» провел анализ и назвал Great Wall и Geely лидерами по росту доли рынка
Автор: Полина Котикова, редактор

Эксперты банка «Открытие» проанализировали продажи китайских автомобилей в России за март и первый квартал 2024 года. Согласно предварительным оценкам, доля китайских марок в марте составила чуть более половины от общего объема продаж. В то время как доля Chery осталась на уровне 16%, бренды Great Wall и Geely постепенно забирают долю рынка у АвтоВАЗа. За первый квартал пять марок из Поднебесной завоевали 13,4% рынка, что на 4% больше, чем в январе-марте 2023 года, а Geely увеличила свою долю с 6,9% до 8,5%. В то же время доля Lada сократилась до 28%, что на 8% ниже, чем в первом квартале 2023 года.

Лидером среди китайских марок по итогам квартала стал Haval, нарастивший продажи на 125% по сравнению с первым кварталом 2023 года, до 37,5 тысячи автомобилей. Haval продолжает активно внедрять на российский рынок новые модели и обновлять существующие, принимает участие в программах льготного кредитования, заключает контракты со службами такси и каршеринга и разрешен для покупки государственными структурами.

Четыре модели Haval заняли места в топ-10 самых продаваемых легковых автомобилей в России. Это кроссоверы Jolion, F7 и Dargo, а также паркетник M6. В рамках группы Great Wall активно развиваются и новые бренды Tank, Wey и Ora, что также способствовало росту доли этой китайской группы до 13,4% к апрелю текущего года.

Chery показала скромные результаты в первом квартале 2024 года с объемом продаж в 33 тысячи машин, что на 74% больше, чем за аналогичный период 2023 года. Бестселлером марки является кроссовер Chery Tiggo 7Pro. Также отмечается, что новая российская марка Xcite X-Cross 7 уже проходит процесс пусконаладочной сборки на бывшем автозаводе Nissan в Санкт-Петербурге.

В свою очередь, марка Omoda привлекла в I квартале 8,5 тысячи клиентов (+52%). Почти все продажи бренду продолжает обеспечивать кроссовер С5 (7,3 тыс. а/м, +30%). Продающиеся в тех же салонах машины еще одного нового бренда – Jaecoo – приглянулись 4,6 тысячи клиентам. Марка анонсировала расширения модельного ряда, но в первые три месяца бизнес строился только на одном вседорожнике J7. Еще один родственник Chery – Exeed – отметился 7,7 тысячами сделок (+37%) за квартал. Марка расширила модельный ряд до пяти кроссоверов, но ее «аппетиты» в части доходности продолжают расти. Новый вседорожник VX пытаются продавать уже за 6,5-6,7 миллиона рублей. Суммарная доля рынка всех суббрендов Chery относительно стабильна – 15,5-16%.

И наконец, замкнувшая тройку лидеров чайна-марок Geely отчиталась о продаже 29,1 тысячи машин (+130% к I кв. 2023 года) и о росте доли рынка с 6,9 до 8,5%. Однако еще порядка восьми тысяч а/м было реализовано в России за счет того, что дилеры и частные продавцы завозили их, минуя импортера, и предлагали по более заманчивым ценам. Локомотивом продаж продолжил выступать кроссовер Geely Monjaro. При этом за I квартал на учет было поставлено 13,7 тысячи этих машин, а через дистрибьютора прошло менее трети - 4,1 тысячи единиц.

В то же время немало китайских и родственных им брендов по-прежнему не считали нужным подавать в AEB какие-либо сведения. О бизнесе некоторых из них можно судить по уже обнародованным данным ППК. Так, Changan выдал электронные паспорта на 20,2 тысячи машин за квартал и показал за год более чем десятикратный рост продаж. Новую марку гибридов Li Xiang выбрали 8 тысяч клиентов. Три кроссовера еще одной новой марки Jetour разошлись общим тиражом в 5,1 тысячи машин. И, наконец, замкнувший десятку самых востребованных брендов китайско-белорусский Belgee вышел в I квартале на объемы бизнеса в 4,3 тысячи штук.

По итогам апреля лидеры в китайском сегменте останутся прежними – Haval, Geely и Chery. За счет агрессивной ценовой политики и широкого модельного ряда к ним вскоре может приблизиться Changan. За рамками этих групп наверняка вполне стабильно себя будут чувствовать GAC, BAIC и Voyah. А вот все остальные чайна-бренды едва ли пока смогут выйти на объемы более тысячи машин в месяц. Их дилерам без поддержек импортеров выживать России в условиях увеличивающейся конкуренции будет все более сложно.