Следи за скоростью
16+

Проблема перепроизводства в КНР: Россия спасает китайских автопроизводителей

© A. Krivonosov
В Китае на 40 млн автомобилей приходится 22 млн покупателей
Автор: Дмитрий Новиков, редактор

В Китае автопроизводители имеют производственные мощности для сборки около 40 миллионов автомобилей в год, тогда как потребители в стране покупают лишь около 22 миллионов машин ежегодно. Несмотря на этот дисбаланс, китайское правительство продолжает поддерживать рост отрасли.

Проблема избыточных мощностей усложняет ситуацию как для устоявшихся автопроизводителей, так и для компаний, разрабатывающих новые технологии. Производственные линии, созданные для производства авто с ДВС, выпускают продукцию, которая все меньше привлекает потребителей.

Тем временем автомобили на новой энергии, такие как электромобили и гибриды с возможностью подзарядки от сети (PHEV), которые могли бы воспользоваться этими излишкими мощностями, сталкиваются с собственными трудностями из-за широких экономических проблем.

В прошлом году 123 бренда предложили по крайней мере одну модель электромобиля в Китае, сообщает Wall Street Journal. Даже такие компании, как Zhido, которая обанкротилась в 2019 году, возрождаются благодаря инвесторам. Это привело к жесткой ценовой войне среди производителей EV, так как они пытаются привлечь покупателей, которые избалованы выбором.

Неудивительно, что автопроизводители стремятся исследовать новые рынки, что привело к увеличению экспорта автомобилей из Китая в пять раз между 2020 и 2023 годами. В большей степени на помощь пришла Россия, куда китайские автопроизводители вошли после февральских событий 2022 года, что привело к торговым эмбарго со стороны США и их союзников.

Китайские автопроизводители также стремятся продавать свои электромобили за рубежом, вызывая опасения у западных конкурентов и правительств. В США Белый дом рассматривает возможность расширения тарифов для защиты отечественного производства, в то время как Европейский союз расследует субсидии Китая на электромобили и может рассмотреть аналогичные меры.

Это приводит к неизбежному вопросу: почему Китай субсидирует отрасль, которая уже сталкивается с перепроизводством. Это связано с желанием национального правительства укрепить своих автопроизводителей на мировой арене, а также с его усилиями по поддержанию экономического роста и сохранению рабочих мест на фоне широких экономических вызовов.

Поддержка правительства означает, что даже убыточные автопроизводители могут продолжать выпускать больше автомобилей. В 2023 году только четыре из 123 производителей электрокаров в Китае продали более 400 000 автомобилей — число, которое считается необходимым для достижения безубыточности в Китае.