Российский авторынок падает, но показывает рост: санкционный парадокс
В ноябре 2024 года продажи новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей (LCV) в России выросли на 12,2% по сравнению с ноябрём 2023 года, достигнув 134,2 тыс. единиц. Однако в помесячном сравнении зафиксировано снижение на 27,3%, что связано с рекордами октября, обусловленными ажиотажным спросом перед увеличением утильсбора.
Согласно данным Минпромторга и «Паспорт промышленный консалтинг» (ППК), в ноябре было продано 119,98 тыс. легковых автомобилей (+11% год к году, −29% месяц к месяцу), 14,24 тыс. LCV (+28% и −12%), 8,99 тыс. грузовиков (-25% и −31%) и 1,77 тыс. автобусов (+30% и −2%).
За 11 месяцев 2024 года на российском рынке было реализовано 1,689 млн единиц автотехники, что на 44% больше, чем за тот же период 2023 года. Продажи легковых и лёгких коммерческих автомобилей составили 1,558 млн единиц (+51%), из них:
Легковые автомобили — 1,431 млн единиц (+53%).
LCV — 126,2 тыс. единиц (+37%).
Продажи грузовиков снизились на 11%, составив 113,5 тыс. единиц, тогда как продажи автобусов выросли на 17% до 18,2 тыс. единиц.
Два ключевых фактора обусловили снижение:
Высокая база октября. Рекордные объёмы регистраций в октябре объясняются переносом сделок, заключённых до 1 октября, когда утильсбор был резко увеличен.
Повышение утильсбора. С 1 октября 2024 года он вырос на 70–85% для широкого спектра автомобилей. Для машин с двигателями объёмом 1–2 литра сумма увеличилась с 300,6 тыс. рублей до 556,2 тыс. рублей, что существенно отразилось на ценах.
С 1 января 2025 года утильсбор увеличится ещё на 10–20%, а к 2030 году для массового сегмента он может превысить 1,2 млн рублей, что окажет сильное давление на цены автомобилей.
В ответ на эти изменения Минпромторг запустил программы льготного автокредитования и лизинга, выделив на их поддержку 14,5 млрд рублей. Ожидается, что это позволит реализовать свыше 36 тыс. автомобилей.